Согласно социологическим исследованиям, каждый второй школьник в России сталкивается с буллингом – групповой травлей в школе. Это довольно сложный социальный феномен со своей ролевой структурой – в ситуацию с травлей тем или иным образом вовлечена вся группа детей. Как же происходит распределение ролей, кто чаще становится зачинщиком, и какие затяжные последствия имеет буллинг в коллективе? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.
Статистика и схема школьного буллинга
По статистике, травля наиболее распространена в начальной и средней школе. А к последним классам же классам она сходит на нет – благодаря процессам созревания мозговых структур у учеников повышается способность к эмоционально-поведенческой саморегуляции и критическому мышлению.
При этом мальчики чаще девочек становятся инициаторами и жертвами травли.
При этом в ситуацию травли вовлечен весь коллектив – весь класс. Можно выделить 5 ключевых ролей:
Буллеры – агрессоры, зачинщики конфликта.
Жертвы – терпят нападки.
Последователи – выступают на стороне агрессора.
Защитники – выступают на стороне жертвы.
Наблюдатели – равнодушные или пассивно одобряющие одну из сторон.
И распределение по этим ролям далеко не случайно – на него влияет психологическое состояние и особенности характера каждого отдельного ребенка. При этом последствия конфликтной обстановки ощущает на себе не только жертва, но и другие участники конфликта – и им всем требуется помощь.
Рассмотрим особенности и предпосылки основных ролей.
Зачинщики травли
Как правило, это 1-2 ребенка в классе, негласные лидеры группы, обладающие популярностью и влиянием на других детей. Чаще это физически крепкие дети, обладающие хорошими коммуникативными навыками и завышенной самооценкой.
Интересно, что основной причиной травли редко становится личная обида. В основе мотивации буллера лежит стремление закрепить свой авторитет, самоутвердиться, выделиться.
Какие школьники становятся буллерами?
Характерные черты буллера – низкая стрессоустойчивость и низкий эмоциональный самоконтроль, импульсивность, демонстративность в поведении, а также низкая способность к эмпатии – сопереживанию. Очень часто это дети из семей, где:
Процветает физическое/психологическое насилие. Ребенок с детства привыкает к тому, что власть и авторитет отстаивается силой, оскорблениями, унижением. Или ты сильный (и тебя бояться=уважают), или ты слабый (и к тебе можно плохо относиться).
Родители привыкли к холодному, отстраненному общению друг с другом и с ребенком. В такой семье ребенок не учится эмпатии, не умеет выражать словами свои чувства и потребности. А еще – испытывает необходимость совершать какие-то яркие действия, чтобы привлечь к себе внимание родных.
Последствия буллинга для зачинщика
Если травля остается безнаказанной для ее инициатора, его психологические установки закрепляются еще прочнее, ощущение вседозволенности растет. В будущем это может привести к развитию криминальных наклонностей.
Кроме того, в какой-то момент зачинщик может осознать тяжесть своего проступка – например, при своевременной проработке травли педагогами, или столкнувшись с аналогичной ситуацией уже в роли жертвы или стороннего наблюдателя. В этом случае буллер может испытывать мучительное чувство вины, даже ненависть к себе – и ему потребуется помощь специалиста.
Буллерами могут становиться не только дети. Нередки случаи, когда травлю ученика провоцируют сами педагоги – например, выделяют одного ученика и делают ему едкие замечания на тему внешнего вида, социального статуса семьи, успеваемости и умственных способностей. Если о таком учителе стало известно – крайне важно обратиться к руководству школы и поставить этот вопрос на общественное обсуждение с другими родителями.
Жертва травли
Бытует мнение, что жертва школьной травли – это ребенок с особенностями или дефектами внешности, из семьи с низким достатком.
Действительно, эти факторы увеличивают риск травли, но на деле все гораздо тоньше – при поиске потенциальной жертвы агрессор обычно неосознанно обращает внимание на его психологические особенности.
Жертвами травли чаще становятся дети с низкой самооценкой, излишне чувствительные и эмоциональные, или замкнутые и застенчивые, с неразвитыми коммуникативными навыками, социальными страхами и комплексами.
Как и агрессоры, жертвы – нередко выходцы из дисфункциональных семей, где процветает физическое и психологическое насилие, непоследовательное воспитание, отстраненное и холодное отношение к ребенку.
Но если агрессор перенимает черты сильной стороны домашнего конфликта (например, жестокого отца или властной матери), то жертва − наоборот, соотносит себя со слабой стороной и перенимает ее характеристики. Или − если насилие в семье направлено на ребенка – вынужденно смиряется с участью жертвы и транслирует этот образ и в школе.
Например, такой ребенок не может выстраивать личные границы и защищаться от нападок, боится дать отпор в страхе еще большего наказания, привыкает терпеть насилие по отношению к себе. И не просит о помощи – ведь не может доверять даже самым близким людям, родителям.
«Неклассические» жертвы
Есть и другие характерные типажи детей, которые чаще других подвергаются травле:
«Прилипала». Из-за неуверенности и неумения выстраивать коммуникацию такие дети буквально «липнут» к другим, назойливо просят об общении и внимании, сочувствии. Так ребенок пытается бороться со страхом незащищенности. Но агрессоры видят в них слабость и атакуют.
«Козел отпущения». Обычно это излишне вспыльчивый ребенок с низким эмоционально-поведенческим самоконтролем. Его легко спровоцировать на проявление негативных эмоций – и агрессоры могут этим пользоваться, чтобы представить сотоварища в невыгодном свете перед учителями и «свалить» на него вину за собственные проступки.
«Любимчик». Ребенок с отличной успеваемостью и тягой к похвале, его часто выделяют учителя, и он сам стремиться заполучить их внимание. Нередко это следствие дисфункционального воспитания – ребенка с детства приучают, что любовь нужно «заслужить». Но одноклассники видят в таком ребенке угрозу для себя – ведь они проигрывают ему в основной «школьной ценности» − хороших оценках.
Подробнее о «заслуженной любви» и других дисфункциональных методах воспитания мы писали здесь.
Есть и типажи, которые редко подвергаются физическому или психологическому буллингу напрямую – их чаще бойкотируют:
«Озлобленный». Ребенок, которому не удалось сразу же наладить коммуникацию с другими учениками, и он занимает агрессивно-защитную позицию.
«Не от мира сего». Такой ребенок не стремиться к общению, или не умеет его инициировать – и с ним просто предпочитают не общаться.
Подробнее о том, как распознать в ребенке жертву травли и как ему помочь, мы писали здесь.
Последователи агрессора
Это дети, которые активно помогают инициатору травли или обеспечивают ему пассивное одобрение. Причин для такого поведения несколько:
«Стадное чувство». Ребенок не задумывается над происходящим, слепо повинуясь общим настроениям и признанным «авторитетам» класса.
Попытка заслужить расположение лидера. Такие дети травят жертву в попытке стать ближе к лидеру, получить его одобрение и поддержку.
Страх стать жертвой. Ребенок может принимать участие в травле из страха пойти против большинства и навлечь на себя недовольство агрессора.
Самоутверждение. Обычно это дети, которые и сами имеют склонности зачинщика. Они не решаются первыми проявить агрессию, но с радостью ее поддерживают.
Последователей зачинщиков отличают общие черты: они не уверены в себе, безынициативны, легко поддаются манипуляциям окружающих, стремятся следовать общим правилам и подстраиваться под внешние обстоятельства, обладают низкой эмпатией. Нередко это дети из семей с излишне строгими и требовательными родителями.
Последствия травли для последователей
Особенности характера, которые транслируют и закрепляют преследователи, могут «сослужить плохую службу» в будущем. Подверженность манипуляциям окружающих, зависимость от официальных авторитетов и страх личной ответственности делают их крайне уязвимыми членами общества.
Защитники
Эти дети выражают активную или пассивную поддержку жертвам:
Активные защитники – имеют лидерские задатки и высокую самооценку, не боятся противостоять общим настроениям коллектива, имеют высокий уровень эмпатии.
Пассивные защитники (поддерживают активных) – имеют низкую самооценку, но высокий уровень эмпатии.
Чаще это дети из благополучных семей со здоровыми методами воспитания, или же те, кто сам переживал травлю или находился в позиции домашней жертвы.
Последствия травли для защитников
Для дальнейшего развития этих детей крайне важен исход травли. Если жертва не получает помощи и поддержки со стороны учителей и руководства школы, и социальная справедливость не восстанавливается – защитники получают крайне негативный жизненный опыт, который может пошатнуть здоровые ценности и жизненные ориентиры.
В частности, пассивные защитники могут изменить свою позицию и перейти на сторону агрессора.
Наблюдатели
Это дети, которые занимают позицию безмолвного свидетеля. Они стараются не замечать насилия и сохраняют демонстративный нейтралитет – «меня это не касается».
Нередко такая позиция продиктована страхом и неуверенностью – ребенок не хочет оказаться «между двух огней» и принимать решение о том, какую сторону занять.
Последствия травли для свидетелей
Тем не менее, эта группа детей испытывает тяжелое психологическое давление. Это явление называется «травмой наблюдателя». Для нее характерно мучительное чувство вины и стойкое ощущение беспомощности перед лицом насилия, которые делают их самих уязвимыми перед лицом любой агрессии. И если сама жертва может хотя бы закричать, попросить о помощи – то свидетели чувствуют себя лишенными этого права.
Школьная травля влечет за собой тяжелые затяжные последствия для всей вовлеченной группы. Поэтому при работе с таким классом недостаточно формального поиска и наказания «виновных» − важна комплексная работа со всеми учениками, тщательный разбор мотивов и ошибок всех участников конфликта.
Другие статьи по теме:
Казанский стрелок − глазами психиатра. Почему случаются «колумбайны» и можно ли их предотвратить?
Моббинг. Последствия травли на работе
Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
И будьте здоровы!