Почему мы сразу не можем назвать фамилии отечественных художниц, в отличие от художников-мужчин? А ведь у каждой — не только список картин, но и список заслуг, еще и яркие судьбы. Башкирцева, Серебрякова, Гончарова, Попова, Поленова, де Лемпицка, Терк-Делоне… Их картины уверенно растут в цене и ставят совсем «неженские» рекорды на аукционах.
Почти все арт-дивы, родившиеся на просторах Русской империи в прошлом веке, выбирали своим пристанищем Париж. Кто-то из них писал, чтобы заработать на пропитание, кто-то — чтобы не сойти с ума от тяжелой болезни, кто-то — от избытка творческой энергии. Так или иначе, они оставили отпечаток в истории не только своим художественным наследием, но и перипетиями судеб. Сегодня мы начнем о них разговор.
Мария Башкирцева (1858 — 1884) — родилась в Полтавской губернии, тогда — Российская империя, её картины, «Жан и Жак» и «Митинг», украсили стены Лувра.
Однако большинство её работ не пережили Первой мировой войны.
Помимо 150 картин, 200 рисунков и многочисленных акварелей, она оставила после себя и литературное наследие — «Дневник», который вела с 15 лет на французском.
После смерти автора его перевели на все европейские языки, а вскоре издали в Америке. Примечательно, что мать вырвала из дневника все страницы, на которых упоминались феминистические воззрения дочери. Известно, что Мария Башкирцева активно выступала за права женщин.
Век художницы, к несчастью, оказался не долгим: она умерла от туберкулеза в 25лет.
В последние годы жизни художница вела переписку с Ги де Мопассаном, который произнес на её могиле «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
Марина Цветаева посвятила Башкирцевой сборник ранней лирики «Вечерний альбом».