Это лето россияне запомнят не только из-за третьей волны пандемии, аномальной жары, засухи, лесных пожаров и страшных наводнений. Беда как известно не приходит одна. Война войной, а рост цен на продукты питания никто не отменял!
Возможно вы не заметили, но так называемый «борщевой набор» поднялся в цене в 2-3 раза. По данным Росстата, за май-июнь только морковь подорожала на 64 %. Свёкла за этот же период выросла на 50 %, капуста – на 40 %, картофель – на треть от цены начала весны. И это было только начало.
Мы почему успели привыкнуть к тому, что заморские фрукты и отечественные овощи стали выравниваться по цене. Хотя по законам рынка этого быть не должно. Те же бананы на которые в свое время обратил внимания Владимир Путин, в начале лета сравнялись в цене с нашей отечественной морковью. Удивительно, но факт, в отличие от прошлого пандемийного года в этом году цены выросли просто до космических масштабов! Абсолютным рекордсменом по стоимости оказалась наша всеми любимая свёкла, она выросла в 6 раз! Далее следует морковь, с двухкратным увеличением стоимости, и замыкает тройку лидеров ... картофель – с полуторакратным подорожанием.
И как обычно больше всего пострадали от резкого роста цен на эти отнюдь не дефицитные товары самые малообеспеченные граждане нашей страны, которые вынуждены перераспределять свой бюджет из-за новых цен. А таких по официальной статистике более 20 млн человек (по неофициальной гораздо больше).
Поэтому поставщики овощей могут не задумываться о социальном политике и продолжать заламывать цены – россияне в любом случае будут покупать привычные им продукты. Гуляй буржуазия!
Обвинять в росте цен только монополистов нельзя, хотя их доля ответственности в этом самая высокая. Подорожание продуктов произошло по всему миру и связано это так же с .... удешевлением денег. Дело в том, что в прошлый пандемийный год включили печатные станки и выпустили на рынок не менее 10 триллионов лишних долларов, к тому же сказался дефицит урожайности.
История с дефицитом моркови уходит корнями в 2019 год, когда урожаи ее оказались рекордными, что естественно сказалось и на стоимости. Она резко упала и опустилась практически до себестоимости. Поэтому в 2020 году моркови посадили гораздо меньше, плюс неурожай, проливные дожди, засуха и как итог минус 10-15% от урожая потеряно. Цена на отечественную морковь подскочила до 150 рублей, а импорт овощей только набирает обороты.
Естественно нельзя забывать и про затраты аграриев, которые в прошлом 2020 году никуда не исчезли, зато резко сократилась прибыль. А закупать корма и модернизировать технику нужно постоянно, вне зависимости от международной обстановки.
Еще одной бедой для всего российского рынка и для аграрного сектора стал дефицит дешевой рабочей силы. В прошлом году границы закрыли и гастарбайтеры остались дома. А россияне просят соц пакет и высокую зарплату. В связи с этим на волне продолжающейся пандемии в России так же наблюдается небывалое повышение цен на недвижимость. Потому что строителей так же катастрофически не хватает, а в связи с этим стоимость самого строительства жилья увеличилась. Так же выросли в цене и строительные материалы.
Так же нет ничего удивительного в том, что в России снова подорожали удобрения. В среднем почти на 60 %. И это при том, что наша страна является экспортер минеральных и органических удобрений уже многие десятилетия. Здесь ситуация аналогична с повышением цен на топливо – слабая национальная валюта стимулирует продажи топлива за рубеж, в то время как отечественные потребители страдают от его искусственного дефицита и роста цен.
Не малая доля вины в росте цен на продукты лежит и на продавцах. И речь идет прежде всего о тех же монополистах. За последние годы рынок наводнили очередные посредники между производителями продукции и продавцами. Так называемые ритейлеры, которые практически уничтожили мелкое предпринимательство, а зачем и мелких поставщиков. Нет ничего удивительного в том, что теперь например продукты для уральских магазинов везут через пол страны, а местные производители не могут реализовать свою продукцию. Да и простой покупатель привык к сетевым магазинам с красивыми витринами за которыми скрываются всевозможные накрутки и наценки.
Монополисты среди производителей и перекупщиков не создают новые базы для длительного хранения овощей и фруктов. Им это просто не нужно. Их цель - продавать как можно быстрее и побольше. В стране богатой своими урожаями по-прежнему мало овощехранилищ, способных сохранить продукцию до периода высоких цен. Это позволило бы избежать скопления продуктов на складах магазинов и возможно сгладило бы рост цен.
А между тем наш еще ожидает очередной сезонный рост цен на овощи фрукты, который начинается осенью ближе к Новому году. А значит и новогодний стол станет традиционно дорогим и дефицитным. Возможно, как и 30 лет назад.
Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!