Найти в Дзене
Репортёр

Россия разорвала дипломатические отношения с НАТО: что будет дальше?

18 октября глава МИД России Сергей Лавров объявил о приостановке работы российского представительства при НАТО, в том числе главного военного представителя Североатлантического альянса, и о прекращении работы информбюро НАТО в Москве. Однако, это не первый случай прекращения работы альянса в России.

Контакты между Россией и НАТО были налажены еще во времена Бориса Ельцина. В декабре 1991 года, вместе с упразднением СССР, Россия вошла в Совет североатлантического сотрудничества. Позже РФ присоединилась к программе «Партнерство ради мира», а в 1997 Москвой был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО. Через год после этого Россия и Альянс обменялись постпредствами и в Москве заработало информбюро НАТО. Тогда хорошие отношения должны были стать символом завершения холодной войны и равноправного партнерства Москвы и Запада.

Однако первый случай разрыва отношений РФ и НАТО можно отнести к 1999 году, когда Альянс принял в свой состав Венгрию, Чехию и Польшу и осуществил нападение на Югославию, забыв о том, что размещать войска у границ России на постоянной основе нельзя по Основополагающему акту 1997 года. Тогда информбюро НАТО в Москве было закрыто, а его сотрудники выдворены из России. Ситуация после этого окончательно стабилизировалась лишь в 2002 году – для борьбы с мировым терроризмом силы были объединены, что привело к созданию Совета Россия – НАТО.

Но вот уже в 2008 году, после пятидневной войны в Южной Осетии, все контакты с НАТО снова оборвали. Повторилось это и в 2014 по инициативе натовской стороны, после воссоединения Крыма с Россией.

Из-за войны в Сирии в 2017 году России и НАТО пришлось снова «подружиться», но и эта дружба долго не продлилась.

И вот, в понедельник, 18 октября, Сергей Лавров объявил о том, что с 1 ноября постпредство России при НАТО и миссии организаций в Москве будут закрыты. Как подчеркнул глава МИД, Россия больше не видит необходимости «продолжать делать вид, что какие-то перемены [в отношениях РФ и НАТО] в обозримом будущем возможны», а если у представителей Альянса «возникнут какие-то экстренные дела», то они могут обращаться к российскому послу в Брюсселе.

Сейчас же поводом для очередного разрыва отношений России и НАТО стало решение лишить аккредитации и выслать 8 сотрудников российского представительства при штаб-квартире в Брюсселе за «враждебную деятельность России в последние годы». Вместе с этим 6 октября НАТО наполовину сократил количество сотрудников российского полпредства. Генсек Альянса Йенс Столтенберг объяснил, что решение «не связано ни с какими конкретными событиями», и по мнению НАТО, все это произошло потому, что лишенные аккредитации дипломаты являлись сотрудниками разведки, а Москва об их статусе не уведомляла.

Подобное обоснование для высылки сотрудников российского постпредства при НАТО, по словам вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева, «граничило с безумием»:

«Просто "мы наблюдаем подъем злонамеренной деятельности со стороны России, поэтому нам необходимо проявлять бдительность". И вообще, в альянсе, дескать, чувствуют, что дипломаты выполняли задачи, которые не соответствуют их статусу. То есть ни повода, ни фактов в качестве объяснения своих действий не представлено – это вообще считается необязательным. А вот так: "мы наблюдаем" и "чувствуем" нечто нехорошее. Апофеоз дипломатии, на мой взгляд».

По мнению российского сенатора Алексея Пушкова, НАТО сможет связаться с Москвой не только через обращения к послу в Брюсселе:

«Также НАТО может назначить одного из послов стран – членов альянса в Москве своим представителем, через которого, в случае необходимости, можно довести нужную информацию. Но это – резервная линия связи, которая не является полноценным механизмом поддержания отношений между Москвой и Брюсселем, каким был Совет Россия – НАТО», – предположил Алексей Пушков.

Однако, все равно есть вероятность того, что Россия возобновит работу военной миссии НАТО в Москве и своего представительства при Альянсе. Возможно это, как объяснил первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, только тогда, когда НАТО увеличит численность российских представителей в Брюсселе до оптимального. Однако можно ли ожидать такие перемены? Этот вопрос пока остается без ответа.

Генсек альянса Йенс Столтенберг несколько лет назад заявил, что с Россией необходимо разговаривать только с позиции силы.

«Уже тогда российской стороне было понятно, что такой подход альянса уничтожит диалог как таковой, поскольку он предполагает диктовку условий и выдвижение ультиматумов, что для России неприемлемо. И если США хотя бы пытались вести диалог с Москвой, пусть и с позиции силы, то в случае НАТО контакты с Россией были уже чистой фикцией. Другими словами – для диалога Москвы с альянсом на деле нет необходимой дипломатической инфраструктуры. И пока НАТО не изменит подход к России, диалог невозможен. Однако я скептически отношусь к идее, что альянс скорректирует свою стратегию», – отметил сенатор.

Именно поэтому сенатор назвал решение российской стороны о разрыве отношений с НАТО единственным возможным:

«Решение Москвы привести официальное состояние отношений между Россией и НАТО в соответствие с реальным – логичное и единственно возможное в той ситуации, которая сложилась по вине самого альянса», – подчеркнул Пушков.

В МИД также заявили, что все последние недружественные действия НАТО против российского постпредства являются логичным продолжением все более агрессивной линии поведения альянса в отношении России:

«Российская угроза» раздувается в том числе с целью укрепить внутреннее единство альянса, создать видимость его «востребованности» в современных геополитических условиях», – подчеркнули в ведомстве.

Как сообщила в понедельник вечером официальный представитель НАТО Оана Лунгеску, Альянс принял к сведению решение России о приостановке миссий и сожалеет о таком исходе событий. Однако, по словам представителя, Альянс укрепил оборону из-за «агрессивных действий России».

Об этом же сообщил и представитель Госдепа Нед Прайс, заявив, что Альянсу по-прежнему необходимо реагировать на российскую «агрессию»:

«Подход НАТО к России остается неизменным: альянс укрепил свои способности сдерживания и защиты в ответ на агрессивные действия России, но в то же время оставил дверь открытой для значимого диалога».

Но несмотря на все это, предложение о проведении заседания Совета Россия – НАТО остается в силе. Как отметила Оана Лунгеску, эта площадка является очень важной платформой для диалога. Однако, стоит ли верить в налаживание отношений между Москвой и НАТО, если учитывать все произошедшие события?

По мнению заместителя постпреда России при отделении ООН в Женеве Андрея Белоусова, пока НАТО не откажется от курса на сдерживание России, взаимодействие и диалог затруднены.

«Приходится констатировать, что в лице Брюсселя мы имеем дело с недоговороспособным партнером, что объективно весьма плохо для всех, ибо даже в худшие времена лучше иметь диалоговые площадки с участием экспертов и военных. Но беда НАТО в том, что альянс в принципе ни с кем не может поддерживать отношения на равных в упоении своей мощью», – отметил Константин Косачев.

Свое мнение о ситуации высказал глава МИД Германии Хайко Маас, отметив, что закрытие постпредства при НАТО «продлит ледниковый период» в отношениях России и альянса.

Кроме того, интересное заявление сделал генсек НАТО Йенс Столтенберг. Он отметил, что Североатлантический альянс не должен рассматривать угрозу Китая отдельно от России:

«Вся эта идея проведения стольких различий между Китаем, Россией, Азиатско-Тихоокеанским регионом или Европой — это одна большая среда безопасности, и мы должны рассматривать это вместе», — заявил он.

По словам генсека НАТО, любое предложение об отказе от сдерживания «российской агрессии» встретит протесты восточноевропейских государств — членов Альянса, которые рассматривают Москву как экзистенциальную угрозу, а НАТО — как своего единственного гаранта безопасности.