17 октября Посол Франции в Белоруссии Николя де Буйан де Лакост покинул страну по принуждению местных властей. Об этом в воскресенье проинформировало французское посольство в Минске.
«Белорусский МИД попросил посла уехать до 18 октября, — сообщила пресс-служба. — Он попрощался с сотрудниками посольства и передал видеообращение к белорусскому народу». Ранее страну уже покинули послы США, Германии, Латвии, Польши, Литвы и Греции. Также Белоруссия потребовала выслать посла Европейского союза.
Как утверждается, формально дипломатический конфликт произошел из-за того, что де Лакост не пришел на церемонию вручения верительных грамот президенту Александру Лукашенко, а вместо этого вручил второй экземпляр верительных грамот министру иностранных дел Владимиру Макею 8 декабря 2020 года. Дело в том, что Франция (как и прочие страны Евросоюза) не признала результаты белорусских президентских выборов в августе 2020 года и вместе с США ввела санкции против Белоруссии после подавления протестов властями. Этот шаг не мог не вызвать дипломатических осложнений. По всем международным протоколам после президентских выборов должны вручать верительные грамоты. Но в случае непризнания их результатов (и, соответственно, статуса нового президента) вопрос кому их вручать однозначного ответа не имеет.
Страны ЕС эту ситуацию попытались решить по-разному. Некоторые сразу отозвали своих послов. Некоторые, наоборот, никаких ротаций посольских кадров (уже работающих в стране) постарались не производить, чтобы не оказаться в ситуации юридической неопределенности их статуса. Третьи, попросту, новых послов не назначали — сейчас функции главы дипломатических миссий исполняют временные поверенные. Франция же посла прислала, но верительные грамоты демонстративно не вручала. Что-то вроде «принес посылку для вашего мальчика, только я вам ее не отдам».
18 октября пресс-служба МИД Белоруссии разъяснила эту ситуацию: «Глава французской дипмиссии не высказал готовности завершить предусмотренную международным правом и общепризнанной практикой процедуру вступления в должность в качестве чрезвычайного и полномочного посла в Республике Беларусь». По протоколу, в случае неоправданной задержки вручения грамоты правительство принимающей страны вправе требовать отзыва посла.
В дополнение к акту демонстративного «дипломатического неуважения» в начале октября де Лакост еще и публично высказался за отмену в Белоруссии смертной казни – тому, что Европа давно вменяет в вину белорусским властям. В рамках «Недели против смертной казни» в Белорусии он выступил с соответствующим видеообращением. «Позиция Франции в деле всеобщей отмены смертной казни является всегда решительной. Франция рассматривает смертную казнь как жестокое и бесчеловечное отношение», — отметил он.
В понедельник, сразу после отбытия посла, официальный представитель Министерства иностранных дел Франции заявил, что в отношении Республики Беларусь уже приняты «пропорциональные меры». В официальном заявлении МИД было сказано, что этот шаг белорусских властей является необоснованным и стал «еще одним из череды многочисленных негативных решений, которые снижают возможности действия французского представительства в Минске… В связи с этим французскими властями приняты пропорциональные меры относительно дипломатического представительства Беларуси во Франции, и белорусские власти об этом уведомлены», — отмечается в заявлении. Подробности «пропорциональных мер» в деталях пока что неизвестны, но то, что белорусская сторона этот демарш без внимания не оставит — не вызывает никаких сомнений. Как минимум, потому что первый шаг в этой «дипломатической войне» совершил не Минск.
7 октября Европарламент высказался в поддержку предложения Еврокомиссии о приостановке отдельных пунктов соглашения об упрощении визового режима Белоруссия-ЕС для определенных категорий чиновников и призвал всех членов ЕС отозвать своих послов из Минска для консультаций, а международные организации, в том числе МВФ, – ограничить сотрудничество и выдачу средств режиму Лукашенко. Резолюцию приняли 506 голосами (при 29 против и 139 воздержавшихся). Юридически — это всего лишь политическое пожелание, но понятно что в рамках существующего политического режима в Минске урегулирования этого конфликта ЕС не видит и искать не собирается.
Перед отъездом из Минска французский посол обратился с обращением к жителям Белоруссии: «Дорогие друзья, к сожалению, мы с женой вынуждены покинуть Беларусь. Как вы знаете, Франция не признала результаты выборов 9 августа 2020 года, и я не вручил свои верительные грамоты. Мы провели здесь трудные, но незабываемые дни. Мы совершили много интересных и важных встреч и открытий. Мы встретили много мужественных и сильных духом людей. Мы с женой открыли для себя щедрость и красоту Беларуси и белорусов. Вы всегда будете в наших сердцах и мыслях. Знайте, что мы будем на вашей стороне. Мы призываем вас никогда не терять надежду на лучшие дни. До скорой встречи!».
Также МИД Франции обратил внимание что деятельность французского посольства в Минске не будет прекращаться: «Франция продолжит поддерживать белорусский народ и поиск политического урегулирования белорусского кризиса подобно тому, как она делает это с августа 2020 года в четком соответствии с позицией, определенной Европейским союзом». В каком формате будет проводиться дальнейшая работа — не уточняется. Глава дипломатической миссии Белорусии в Париже Игорь Фисенко отозван в Минск для консультаций.
ВАЖНЫЕ ФАКТЫ
С 2020 года глава французской дипмиссии Николя де Лакост избегал встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
В мае Белоруссия и Литва взаимно выслали весь персонал посольств вместе с послами из-за использования латвийскими властями бело-красно-белого флага белорусской оппозиции на хоккейном чемпионате.
В августе Минск отозвал согласие на назначение посла США Джули Фишер (должность остается вакантной с 2008 года).
В понедельник на заседании по кадровым перестановкам в системе госбезопасности Александр Лукашенко заявил, что «коллективный Запад продолжает вмешиваться во внутренние дела страны, нацелившись на смену власти... задействуются санкции, финансируются протесты, экстремизм, терроризм, подбираются и готовятся боевики».
Брюссель работает над очередным пакетом санкций против Минска, а вступить в силу он может уже в ноябре. За последний год ЕС принял 4 пакета персональных ограничительных мер в отношении Белоруссии (166 физических лиц, включая Лукашенко, и 15 юридических), а также секторальные санкции (запрет на импорт нефтепродуктов и калийных удобрений из Белоруссии, ограничение доступа к европейским рынкам капитала и страхования, Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование проектов в государственном секторе Белоруссии).
После введения 4-го санкционного пакета ЕС Минск объявил о приостановке участия в программе «Восточное партнерство». Брюссель это решение не признал. Проекты, которые зависели от сотрудничества ЕС приостановлены с 2020-го, а высвобожденные деньги ЕС направил на поддержку белорусских НПО, в том числе за рубежом.
Санкции США и ЕС могли послужить причиной для увеличения более чем в 8 раз объема скрытого экспорта в Россию (Минск убрал из открытых статистических источников сведения о поставках, вероятно, чтобы не подставлять российские компании, которые закупают санкционную продукцию).