В 1967 году вышел романтический фильм «Его звали Роберт» с красивыми артистами Марианной Вертинской, Олегом Стриженовым, и гениально органичным комедийным актером Михаилом Пуговкиным. Фильм определили по жанру как «фантастика и комедия», и история любви человекоподобного робота и бесподобной красавицы воспринималась зрителем милой сказкой, которая в жизни невозможна, но в кино-то всё может быть. Прошло каких-то 50 лет и вопрос о взаимодействии человекоподобного робота и homo sapiens стал реальностью и сегодня обсуждается совсем всерьёз. Профессор Черниговская, которая в числе других нейронаучных направлений занимается теорией сознания, в своих просветительских лекциях уже давно ставит вопрос ребром: а что если наряду с искусственным интеллектом появится искусственное сознание? Как вообще с этим быть, и как выстраивать отношения с имитацией человека?
Режиссер-документалист Юлия Киселева исследовала эту тему в своей ленте «Я люблю тебя, робот?» Напротив человекоподобного робота и не какого-нибудь абстрактного, а совершенно конкретного, знакомого каждому –Александра Сергеевича Пушкина садились участники проекта и вели с гением разнообразные беседы, а потом делились своими ощущениями. Они были разными- от настороженности и даже страха, до удивления, недоумения и любопытства. В самом деле, чем мы отличаемся, если твое подобие сидит напротив и задает вопросы, реагирует на ответы, да еще в таком образе, как «наше всё»? «У меня есть душа» -провел границу между собой и «Пушкиным» мальчик. Вы продукт человеческого интеллекта, - расставил точки над «и» мужчина. А я сама принимаю решение, - успокоила себя девушка. И совершенно напрасно, потому что для ученых это тоже вопрос и есть доказательства, что мозг принимает решение раньше, чем человек его сознает и произносит как собственное. Так вот, что первично: я или мой мозг, это, оказывается, для науки вопрос, на который пока нет ответа. Но есть он у героев документальной ленты на другой вопрос: почему синтетическая женщина, приятная во всех отношениях, не выдерживает конкуренции с живой, настоящей? Потому что она не будет упрекать или о чем-то просить, не учинит ссоры, не заставит и не будет ревновать, вобщем , освободит от жизни, от её главных переживаний, оставив гормональные потребности и комфорт. А как же тогда вечные Шекспир и Пушкин?
Тем не менее, процесс идет, и жизнь уже течет по понятиям «Этики синтетической жизни». Если человеку встроен нейростимулятор и он теперь как гаджет, подзаряжается от сети, но при этом сохраняет качество жизни, невозможное после тяжелейшей травмы, то как против этого возражать, даже если он реально наполовину киборг? А если это человекоподобная женщина 90-60-90 с низкой социальной ответственностью или даже жена, которую герой фильма представил в таком качестве родителям и не возражает оформить с ней отношения юридически, вопрос встает ребром: А не поехала ли крыша?
Его произносит героиня романтической комедии Марии Шрадер « Я создан для тебя».(Германия, 2021). 17 миллионов файлов было обработано, чтобы сконструировать модель мужчины, соответствующую запросу героини. Всё, как в когда-то популярной среди советских женщин песенке: «Чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, и к тому же чтобы он и красив был, и умен …» И она пустилась во все тяжкие, согласилась участвовать в эксперименте, впустив мужчиноподобного красавца в свою жизнь. Как бы между строк в фильме читается мысль, что женщине в годах, когда по всем социальным меркам время её уже ушло, ничего другого не остается, как попробовать вариант синтетических взаимоотношений с мужчиной, а там, глядишь, ситуация может повториться в онлайне – запреты и предубеждения снимутся, человек станет свободен и не будет ставить жизнь в зависимость от возраста, мнений окружающих и давно отживших представлений. Наверное, специалисты одобрят такой вариант психотерапии – погружение в имитацию гендерных отношений, чтобы прожить нереализованный опыт и поменять сценарий своей жизни. Но у всякой медали есть другая сторона и общаться с человекоподобным роботом, это испытание, скажу я вам, не из легких. Нам ведь свойственно своих домашних животных наделять человеческими качествами и сообразно с этим к ним относиться. Что тогда говорить, когда перед тобой человекоподобное существо, не отличимое от реального, в твоем вкусе с живой реакцией на ситуацию и проявляющее себя как личность!
Очеловечить такие отношения легко, а как потом смириться с тем, и признать, что это всего лишь программа, которую можно стереть? Вопросов больше, чем ответов, и пока можно над ними смеяться, глядя талантливую комедию в прекрасном исполнении Марен Эггерт и Дена Стивенса, но вообще-то уже не до смеха. Академик-нейробиолог Константин Анохин, в программе Познера на днях признал, что моделирование существа из биологической субстанции с самоопределением «я» вполне возможно, и что тогда мы будем делать, когда это «я», к примеру, решит, что пора вразумить заблудшее человечество? Тимур Бекмакбетов снял серию видео «Семь грехов интернета», прочитав библейские грехи в цифровом контексте. Перешагивать в новую реальность без этических основ и принципов очень опасно- подтверждений тому в истории человечества в достатке – стоит только вспомнить Хиросиму и Нагасаки или про пандемию порассуждать…