Здравствуйте, меня зовут ПОРЦЕЛИНОВЫЙ ФАН, и... Да, я фарфороголик. Приветствую здесь всех собратьев по неуёмному потреблению фарфорового змия! Друзей и недругов! Заходите, комментируете, палец вверх (или вниз), подписываетесь, если интересуетесь темой.
Если помните, прошлая моя заметка https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/liubite-li-vy-noritake-tak-kak-liubliu-ego-ia-616d27e3c67cad1454bb24cd была посвящена всемирно известному бренду, одному из лучших в мире производителей посуды из костяного фарфора - японской фирме Норитаке. Строго говоря, Норитаке достойна того, чтобы посвятить ей не одну статью, и я обязательно вернусь к этой теме, но не сегодня! Боюсь, долгое погружение в фарфоровые глубины Востока может повредить нашему с вами здоровью. Как говорится, хватит пить, пора бы и закусить чем-нибудь. Поэтому Норитаке обязательно ещё будет, как и другие, достойные упоминания фирмы японского фарфора (а их много!), но чуть позднее - меру знать надо!
А теперь - немного лёгкой закуски. Кофейный сервиз с клеймом "Freiberger Porzellan". "Porzellan" - означает ФАРФОР, а прилагательное "Freiberger" имеет отношение к старинному городу Freiberg (Фрайберг, Саксония). Сегодняшняя заметка будет посвящена даже не бренду Freiberger Porzellan, с которым люди в СССР были хорошо знакомы, а исключительно одному сервизу данного бренда. Точнее, сервизу одной формы, разных расцветок.
Любимый в СССР : в минимальной комлектации (15 предметов), стандартной послевоенной формы New Style с хваталками на крышках в виде обрезанного сверху перевёрнутого конуса, такой же формы (в виде перевёрнутого усечённого конуса) сахарница - валкая, а потому быстро бьющаяся при даже недолгом пользовании, миниатюрность чашечек (для крепкого кофе - буквально на глоток) и роспись изначально лаконичная - крытьё и трафаретный (шелкографией) почти абстрактный рисунок или узор.
Знаменитый стиль New Style родился сразу после войны и именно в Европе. Послевоенной разрушенной Европе требовалось быстрое восстановление всего и вся, быстрое насыщение рынка, но сделать это без потери качества или резкого снижения издержек было невозможно. Производители пошли по второму пути. Но как заставить людей покупать упрощённые (с точки зрения традиционных представлений) товары? Ведь люди платят или не платят за товар по своему усмотрению... Необходимо было в кратчайший срок внедрить в головы людей новое понятие о моде. Необходим был новый дизайн, который бы пришёлся бы по вкусу всем. О чём мечтали люди тогда? О светлом будущем. О новом лучшем мире. Хотелось хоть одним глазком взглянуть в это "великолепное завтра". Люди жили надеждами на покорение Космоса, освоение других планет, о полётах к звёздам. И фантазировали - какими будут там, в будущем предметы обихода, необходимые человеку? Как они будут выглядеть? Всем известно, что лучшие в мире дизайнеры - итальянцы. Потому хотя бы, что итальянцам не надо преподавать историю искусства: она у них вся перед глазами и под ногами. Все самые знаменитые Большие стили: классицизм, готика, барокко, рококо, ампир, ар-нуво, ар-деко... Выглянешь в окно, выйдешь на улицу - и вся разностилевая древняя и новая архитектура - это твоя страна, это ты сам, взращённый на этой почве. Именно итальянцы сразу после войны предложили концептуальные формы дизайна - как взгляд в будущее. Настоящий футуризм, но с поправкой на время: футуристические формы должны сочетаться с минимумом средств для их выделки. Должны быть сверхтехнологичны. При всём том формы должны смотреться как абсолютно новые. Так появился стиль, очень быстро, за несколько лет ставший основным в Европе, а затем и в мире. В СССР он ворвался в 1956-м, и царствовал до конца 1960-х. Стиль, который я называю ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ.
Конечно, как в каждом большом стиле, там присутствовали как свои победы, так и провалы. Но в лучших своих творениях этот стиль великолепен!
Мне, как начинающему собирателю, страстно хотелось иметь сервиз в подобном стиле. И сервиз бренда Freiberger, как эталон стиля, тогда (да и сейчас) было легко приобрести на вторичке. Мало того, поскольку Freiberger в Союзе пользовался постоянным спросом (кроме всего прочего - потому что из ГДР), завозился в СССР огромными партиями, стоил такой сервиз недорого, а мы к нему уже пригляделись. Более того, ушедшие в ЕС жители Прибалтики до сих пор часто покупают (с пересылкой) такие вещи именно в России, поскольку в закрывшейся от нашествия Китая пошлинами Европе аналогичные товары стоят в разы дороже, чем у нас. Вот мой первый сервиз Freiberger. Как мне кажется, самый интересный из серии...
Вот ещё один такой же сервиз, расписанный в стиле ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ. Красное трафаретное крытьё на всех предметах (ручки, носик чайника, хваталки на ручках и донышки всех предметов крытьём не охвачены, чтобы показать белизну и чистоту материала). В пустом окне оставлено место для чёрной с рассечённым белым "кирпичным" рисунком "манишки". "Манишка" тоже расписана трафаретом. Всё сверхтехнологично, но как изящно и стильно! Перед нами не сервиз, а словно настоящий модник-эстет. Зацените!
Вот ещё два сервиза Freiberger тех же лет в том же стиле, но, по-моему, менее удачных. Самая большая неудача - это роспись в красное и чёрное крытьё безо всякой попытки сделать рисунок, хотя бы шелкографией. Зато, конечно, ну очень технологично! Второй белый с минималистичным геометрическим узором. Крытьё только на крышках чайника\кофейника и сахарницы, и здесь оно даже освежает общую скромность и какую-то бессмысленность примитивного узора. Кстати, в этих сервизах предусмотрена взаимозамена блюдечек, поскольку во всех росписях рисунок на них - ровное крытьё без градиента (т.е. без изменения яркости по отношению к фону) с золотой окружностью у кромки, что также прибавляет технологичности. Если бы ещё и клейма во всех сервизах были бы одинаковыми, аутентичность при замене была бы полностью соблюдена. Однако клейма разных цветов (зелёные с чёрным и золотые, с надписями и без) не дают такой возможности, что несколько "напрягает" щепетильных собирателей. Основное клеймо - это три башенки - местная достопримечательность, и надпись "Freiberger porzellan" по кругу, но есть и совсем простое клеймо в виде закорючки в круге. Дополнительные надписи бывают на немецком, английском и русском (например, "Фарфор из ГДР") языках. В какой-то момент я решил собрать сколько смогу таких сервизов во всевозможной росписи, благо сам сервиз небольшой, чисто декоративный (обыкновенный покупатель бывает даже разочарован, ожидая больших "современных" размеров). Так эти два у меня и появились.
Ещё два сервиза с росписью более позднего времени. Первый с большой натяжкой ещё отнести к стилю ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ. Хотя узор в виде геометрической формы сиреневого цвета листиков явно намекает на конец шестидесятых с его пулей вылетевшей после известного битловского мультика новой модой на ПСИХОДЕЛИКУ и со всеми опасными её атрибутами (в виде увлечения молодёжью веществами ради "расширения сознания"), и одновременно, на усталость потребителя от "Нового Стиля" и возвратом домохозяек к собственным маленьким радостям в виде сервизов, расписанных цветочками и прочей растительностью. Второй же порождён семидесятыми годами с их возвратом к "шику". В данном случае единственным "шиком" на сервизе старой минималистической формы мог быть только золотой узор по чёрному крытью. Это всё, что смогли немецкие дизайнеры выжать из старой формы, как-то приспособив её под новое время. Конечно, и тот и другой сервиз - откровенный упадок. Всё-таки смешение стилей не идёт на пользу общей эстетике. Самые интересные сервизы - это не отдельно какая-то особая роспись (хотя 90% стоимости фарфора определяет как раз роспись!), и не отдельно какая-то форма, а единое сочетание формы и росписи, которое рождает Волшебство. Тогда как чудо-роспись по другой форме или интересная форма с другой (пусть и не менее интересной, но - Другой) росписью могут сочетаться как корова с седлом. Итак, встречайте!
Есть у меня и "зелёный сервиз", но он пока в коробке (на весь фарфор полок не хватает). С моей точки зрения - не самый интересный, хотя и отражает эпоху. Приобрёл только потому, что решил иметь все сервизы данной формы. Поэтому для иллюстрации беру не фото, а скрин с интернета (картинка в общем доступе).
Все выше представленные сервизы поставлялись в СССР большими партиями, потому легко нынче могут быть приобретены любым собирателем. Это настоящий ширпотреб. Но те же сервизы Freiberger поставлялись и в другие страны - с другими росписями, потакая вкусу или кошельку тамошних обитателей. Вот некоторые примеры. Не ждите от меня описания и критичного исследования каждого - просто обратите внимание. Да, выпускались и такие (Скрины, взятые из общего доступа в интернете)...
А вот ещё один сервиз той же самой формы. Когда наступило безвременье восьмидесятых, и все подряд бросились сервизы делать "перламутровыми", с обязательными включениями в медальоны если не пасторальных сцен с пастушками, то хотя бы парично-камзольные образы кавалеров и дам (Вы помните эту безумную пандемию увлечённости росписью "Мадонна"? Обязательно по этому поводу выйдет отдельная статья). Или хотя бы цветочек (лучше - роза) или букетик, но чтобы было вот так вот: строго на перламутровом крытье. "А форма сервиза?" "Да какая разница, какая там форма! Схавают!" Как такое прокомментировать? Вкусовщина, конечно. В плохом смысле.
С посудой этого интересного бренда я обязательно буду знакомить читателей ещё не раз и не два. Всё-таки, судя по количеству посуды Freiberger в семьях, люди в странах бывшего СССР с ним практически сроднились.
Спасибо всем, кто дочитал. Не стесняйтесь: комментируйте, задавайте вопросы (даже, на ваш взгляд, самые нелепые) - я их все увижу, осмыслю и на все постараюсь ответить, но уже в следующих статьях. Поэтому: ставьте лайки, подписывайтесь. До новых встреч.
С вами был ПОРЦЕЛИНОВЫЙ ФАН.
20 октября 2021г.