Найти в Дзене
Дошкольный логопед

Два года до школы. Как развивается речь ребенка «в норме»: в 5 – 6 и 6 – 7 лет

"А это норма?", - вопрос, который чаще всего задают родители логопеду. Фото из личного архива
"А это норма?", - вопрос, который чаще всего задают родители логопеду. Фото из личного архива

Речь, полноценно развивающаяся в период дошкольного детства, обеспечивает сохранение нервно-психического здоровья ребенка, его социализацию в обществе, успех в школе…

Однако данные изучения речи современных дошколят свидетельствуют: педагогам и родителям все чаще приходится сталкиваться с фактом замедленного (задержки речевого развития) или дефицитарного (фонетическое; фонетико-фонематическое; общее недоразвитие речи) становления речевой функции, - 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями речи (О.А. Степанова, 2009).

Взрослые, которым небезразлично будущее ребенка, должны знать: как правило, надежда, что «с возрастом все пройдет само», не оправдывается; невнимание, попустительское отношение к речи малыша влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни маленького человека: низкую познавательную активность, недостаточную осведомленность об окружающем мире, примитивную коммуникацию…

Дети, дефекты речи которых не были своевременно выявлены и устранены, оказываются в числе неуспевающих школьников.

Помните: дошкольное детство – самое благоприятное время для преодоления отклонений в развитии речи!

Ниже представлены «нормативы»: качественная характеристика речевых особенностей ребенка пяти - семи лет. Любая негативная тенденция, то есть существенные различия между фактами «нормативного» развития речи и речевыми возможностями вашего дошкольника – повод обратиться к специалисту. Хотя бы за консультацией.

-2

В пятилетнем возрасте у ребенка отмечается значительный прогресс развития речи, совершенствование всех ее сторон.

Дошкольник чище говорит, старается четко произносить звуки. Он уже усвоил большинство фонем русского языка. Исключение – звуки р, рь, неточное проговаривание которых допускается до 6 лет.

Почти не встречается пропусков, перестановки звуков и слогов, правда, не с первого раза удается проговорить незнакомые слова вроде «экскаватор», «регулировщик» и т.п.

Происходит совершенствование слухового восприятия: ребенок учится различать звуки на слух, выделять их в речи. Для него естественно отметить и исправить неверное произнесение слова сверстником.

Речь обретает интонационную выразительность: в пять лет ребенок может регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации, свободно передает настроение, читая стихи.

Происходит бурное развитие словарного запаса: дошкольник употребляет обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, мебель, транспорт и т.д.), широко использует синонимы и антонимы. В целом, словарь ребенка включает до 2500 - 3000 слов, среди которых – прилагательные, местоимения, наречия.

Осваиваются грамматические правила: ребенок этого возраста согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах (много цветных карандашей; любуемся красивыми розами; и т.д.), самостоятельно выстраивает сложные предложения, верно употребляет предлоги (котенок спрятался под шкаф; ваза стоит на столе; бабочка кружит над цветком).

Значительно возрастают возможности связной речи: высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ; дети охотно и с удовольствием описывают события собственной жизни, с помощью взрослого пересказывают сюжет прочитанной сказки.

"Курочка Ряба": сказка на ладошке. Фото из личного архива
"Курочка Ряба": сказка на ладошке. Фото из личного архива
-4

На седьмом году жизни речь ребенка достигает высокого уровня.

Дети безошибочно произносят все звуки, различают фонемы родного языка.

Словарь увеличивается до 3500 слов. Ребенок понимает и использует устойчивые выражения («ни свет, ни заря», «на скорую руку» и др.), может объяснить значение сложных многозначных слов (идет мальчик, дождь, время; ласточка – птица и ласточка – фигура в гимнастике; и т.д.), самостоятельно образовать слова, относящиеся к разным частям речи (снег – снегопад – снежная баба).

Шестилетние дети могут самостоятельно подобрать пары: лук (овощ) и лук (оружие), коса (прическа) и коса (инструмент)... Фото из личного архива
Шестилетние дети могут самостоятельно подобрать пары: лук (овощ) и лук (оружие), коса (прическа) и коса (инструмент)... Фото из личного архива

Он правильно употребляет грамматические формы.

В предложениях использует конструкции «потому что», «если», «когда».

Шестилетние дети успешно справляются с составлением рассказов: их истории эмоциональны и интонационно выразительны.