Речь, полноценно развивающаяся в период дошкольного детства, обеспечивает сохранение нервно-психического здоровья ребенка, его социализацию в обществе, успех в школе…
Однако данные изучения речи современных дошколят свидетельствуют: педагогам и родителям все чаще приходится сталкиваться с фактом замедленного (задержки речевого развития) или дефицитарного (фонетическое; фонетико-фонематическое; общее недоразвитие речи) становления речевой функции, - 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями речи (О.А. Степанова, 2009).
Взрослые, которым небезразлично будущее ребенка, должны знать: как правило, надежда, что «с возрастом все пройдет само», не оправдывается; невнимание, попустительское отношение к речи малыша влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни маленького человека: низкую познавательную активность, недостаточную осведомленность об окружающем мире, примитивную коммуникацию…
Дети, дефекты речи которых не были своевременно выявлены и устранены, оказываются в числе неуспевающих школьников.
Помните: дошкольное детство – самое благоприятное время для преодоления отклонений в развитии речи!
Ниже представлены «нормативы»: качественная характеристика речевых особенностей ребенка пяти - семи лет. Любая негативная тенденция, то есть существенные различия между фактами «нормативного» развития речи и речевыми возможностями вашего дошкольника – повод обратиться к специалисту. Хотя бы за консультацией.
В пятилетнем возрасте у ребенка отмечается значительный прогресс развития речи, совершенствование всех ее сторон.
Дошкольник чище говорит, старается четко произносить звуки. Он уже усвоил большинство фонем русского языка. Исключение – звуки р, рь, неточное проговаривание которых допускается до 6 лет.
Почти не встречается пропусков, перестановки звуков и слогов, правда, не с первого раза удается проговорить незнакомые слова вроде «экскаватор», «регулировщик» и т.п.
Происходит совершенствование слухового восприятия: ребенок учится различать звуки на слух, выделять их в речи. Для него естественно отметить и исправить неверное произнесение слова сверстником.
Речь обретает интонационную выразительность: в пять лет ребенок может регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации, свободно передает настроение, читая стихи.
Происходит бурное развитие словарного запаса: дошкольник употребляет обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, мебель, транспорт и т.д.), широко использует синонимы и антонимы. В целом, словарь ребенка включает до 2500 - 3000 слов, среди которых – прилагательные, местоимения, наречия.
Осваиваются грамматические правила: ребенок этого возраста согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах (много цветных карандашей; любуемся красивыми розами; и т.д.), самостоятельно выстраивает сложные предложения, верно употребляет предлоги (котенок спрятался под шкаф; ваза стоит на столе; бабочка кружит над цветком).
Значительно возрастают возможности связной речи: высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ; дети охотно и с удовольствием описывают события собственной жизни, с помощью взрослого пересказывают сюжет прочитанной сказки.
На седьмом году жизни речь ребенка достигает высокого уровня.
Дети безошибочно произносят все звуки, различают фонемы родного языка.
Словарь увеличивается до 3500 слов. Ребенок понимает и использует устойчивые выражения («ни свет, ни заря», «на скорую руку» и др.), может объяснить значение сложных многозначных слов (идет мальчик, дождь, время; ласточка – птица и ласточка – фигура в гимнастике; и т.д.), самостоятельно образовать слова, относящиеся к разным частям речи (снег – снегопад – снежная баба).
Он правильно употребляет грамматические формы.
В предложениях использует конструкции «потому что», «если», «когда».
Шестилетние дети успешно справляются с составлением рассказов: их истории эмоциональны и интонационно выразительны.