Найти тему
Томикс

Психотерапевт: «Ковид и близко не стоит с тем, что было в войну или 90-е»

Интервью Томиксу

Сергей Хачатурян — кандидат психологических наук, доцент, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, автор книг по телефонной психологической помощи, психокоррекции осужденных. У него за плечами два высших образования (педагогическое и психологическое) и различные дополнительные курсы в области психологии и психотерапии (кризисная интервенция, гештальттерапия, системная психотерапия, НЛП). Он работал психологом в различных организациях и теперь проводит индивидуальные и групповые консультации. Томикс решил пообщаться с ним, поскольку на фоне пандемии и развития цифровых технологий в обществе возросла тревожность и появились другие негативные психические явления. Мы бы хотели услышать, как наше время и его особенности воспринимает специалист.

— В последние два ковидных года с какими проблемами к вам чаще всего приходят люди?

Если вопрос звучит таким образом: сильно повлиял ковид или не повлиял на темы [c которыми обращаются люди]. Нет, на сами темы никак не повлиял. Людей всегда во все времена беспокоили вопросы счастья, здоровья, удовлетворения своего, благополучия в отношениях. Сейчас тоже эти темы продолжают волновать.

Другое дело, что когда складывается такая достаточно тревожная ситуация вокруг, многие вещи обостряются. Не все смогли выдержать такое 24-часовое присутствие вместе с супругом и детьми на одной территории, например. Потому что для многих это нарушение личного пространства. Мы не всегда можем выдержать интенсивное общение, взаимодействие. Нам нужно где-то отдохнуть, переключиться.

Кроме этого, пандемия создала много вопросов: с работой, с карьерой, с заработком. Какая-то уверенность пропала. Тревога начала поднимать многие, как мы в психотерапии говорим, «недожитые» аспекты. Это такая тема, которую можно обозначить, как некий резонанс, что ли. Когда меня, например, затрясло немножко здесь по каким-то аспектам, потом эта тряска начинает входить в резонанс.

Но в целом по своим клиентам я не скажу, что что-то кардинально поменялось [c наступлением кавида]. Я даже думаю, что мы больше спекулируем темой ковида с точки зрения психических каких-то аспектов.

Понятно, что мы переживаем сейчас, но с точки зрения эмоций ковид не сравнить с тем, что в стране происходило в 1941-1945, в 1990-х годах. Просто даже близко не стоит. Но мы же когда попадаем в какую-то нехорошую ситуацию, нам субъективно кажется, что это максимальное переживание. Но для этого надо сравнить. Те люди, которые имеют жизненный опыт, могут это сделать. И они к тому, что сейчас происходит точно относятся адекватно (если не попадают в какие-то обстоятельства, связанные с потерей работы, заработка).

Но то, что сейчас происходит… Да ничего не происходит. Да, это страшно, люди болеют, люди умирают, но надо совершать какие-то действия для того, чтобы себя обезопасить, других. Вот наступает зима, мы сейчас будем одевать зимнюю одежду. Голыми мы же не будем бегать по улице. Мы вынуждены каким-то образом адаптироваться к обстоятельствам. Это норма для нас. Ничего не происходит такого, что требовало бы каких-то особых отношений к этому с точки зрения психологии или психотерапии.

Но разве сейчас людям жить легко и это на них никак не отражается?

— Я свое мнение скажу. В целом, если брать российскую культуру, мы знаем как жить, когда тяжело. Мы будем сажать картошку, мы будем работать на трех работах… А вот как жить, когда все легко и когда все есть - для этого нам нужно еще одно-два поколения, чтобы научиться это делать.

Генетически в нас много такой устойчивости, которой нет в более благополучных странах с точки зрения истории, которые не переживали такие тяжелые потрясения. Поэтому, я сильно удивлен, что мы сильно накручиваем сейчас эту тревогу.

Я думаю, что у чиновников есть одна задача - это обеспечить вакцинацию населения. Поэтому они просто или пугают или запрещают или еще чего-то. Но вот как-то еще не нашли достаточные действенные методы. Понятно, что не на всех действуют уговоры. Я бы сказал, что они это все не от хорошей жизни делают, а от своей беспомощности.

— Есть версия, что высокая смертность людей от коронавируса вызвана тем, что через СМИ и чиновников их накачивают страхом перед этой болезнью, иммунитет у них падает на нервной почве и поэтому повышается риск умереть. Что вы думаете о такой версии?

— Это, по большей части, индивидуально, как человек отреагирует. Да, сейчас идет накачка тревожности. В основном она идет через соцсети, через какие-то интернет издания, где один кричит: «бегите вакцинироваться», а другой: «вакцинирование - это что-то ужасное». Но это, кстати, для нашего общества это обычно разбиваться на два, на три лагеря. То красные, то белые. Это раскол, который обычно начинает проявляться в такие периоды. Не хватает информации. Мы находимся в своеобразном огромном его дефиците, при всей видимости, что информации много.

Почему?

— Первое. Потому что надо проверять источник, из которого ты получаешь информацию. Не у какой-то красивой девочки блоггерши, а от научных источников. Информации много, но она далеко не корректная.

Второе: у каждого из нас специфические фильтры на получение информации. Мы не всю информацию считываем.

Третье. Я когда с этой информацией знакомлюсь, я вообще где? Я в каком мире-то живу? Я живу в реальном мире, где люди ходят на работу, любят друг друга, встречаются и т.д. или я уже живу в каком-то не очень понятном виртуально-цифровом мире, я общаюсь с непонятными цифровыми людьми, я вообще не в очень понятной стране живу.

Ну, вы вспомните: как все соцсети кричат: «все, завтра не будет ничего в магазинах», в то же время выступают люди, возглавляющие страну, говорят: «люди, ничего не случится, у нас достаточно запасов». Но при этом все несутся в магазины.

— Есть ли различие между тем, с какими проблемами приходят люди сейчас и в последние 10 лет, 20 лет, 30 лет назад?

Раньше было много темы насилия (например, сексуального). Сегодня больше вопросов эмоциональных состояний. Сегодня появляются так называемые модные диагнозы из разряда «панические атаки». Сейчас больше смысловых вопросов стало. Когда у твоих родителей нет образования, а ты получаешь перед собой цель - получить высшее образование. И ты первый человек в своей семье, кто его получил. Вот родители не отдыхали, а я отдыхаю. Меня не возили на море, а я своих детей вожу на море. Как бы от обратного смысл формируется легко. Я думаю, мы вот этот ресурс уже исчерпали.

Сейчас особенно перед молодыми людьми возникает большой вопрос: «Зачем жить, зачем двигаться?», «Куда двигаться?», «Что в этой жизни является показателем благополучия?», «Правда ли уважение людей является показателем благополучия?», «А может быть надо жить в соответствии со своими чувствами и тогда наплевать на уважение других?». У людей, у которых финансовое положение в достатке, таких вопросов нет.

Сегодня, к сожалению, с моей точки зрения, весь этот поиск при помощи интернета сдвигается в не совсем конструктивную с точки зрения психотерапии сторону, когда на поверхности в основном начинают пропагандироваться идеи удовольствия и делать то, что только ты хочешь. Сегодня примерно так звучит эта общая модель: «Вы что, еще занимаетесь тем, чем вы не хотите? Ой, какие вы дураки. Начните заниматься тем, чем хотите и все у вас будет хорошо». Все слова в этой фразе ложь. И люди приходят, чтобы где-то скорректировать свою модель отношения к миру.

— С чем может быть связано то, что сейчас меньше людей приходят с проблемой насилия?

— Часть моей профессиональной жизни была еще связана с уголовно-исполнительной системой. Я могу сказать, что сейчас даже преступлений подростковых меньше. Версии, почему идет снижение, очень разные, конечно. Одна из них это то, что цифровые технологии отвлекают людей. Здесь же можно и злость выплеснуть в играх, еще где-то, например.

Но моя точка зрения заключается в том, что мы становимся менее социальными и более замкнутыми.

Почему?

— Социальный мир современного человека гораздо уже, чем это было 20, 30, 40 лет назад. Мы ушли в интернет и «просьба нас не беспокоить». В социальных сетях по 2-3 тысячи «друзей», но зачастую даже не знаешь людей, которые у тебя в подписках есть. Или максимум раз в год обмениваетесь какими-то сообщениями. Есть иллюзия социальной включенности, но, по большей части, этой включенности нет. Мы перестали контактировать. И в этом плане не только насилия будет меньше. И любви будет меньше, и чувств меньше. Всего меньше.

— Есть ли еще какие-то «побочные эффекты» от интернета?

— Вы сидите передо мной и мы общаемся, разговариваем. Мы же могли провести эту беседу через интернет, и тогда бы я тоже видел перед собой вас (по крайней мере все ваши вербальные реакции, мимику бы видел). Я не думаю, что наш разговор в целом бы в смысловом варианте отличался бы.

Но ведь, правда же, что сейчас есть гораздо больше. Я вижу то, что я не увидел бы в интернете: движение ваших ног, рук. Через интернет вы это не увидете. Есть какие-то запахи, реакция на шум за стеной. Получается, что мой мозг сейчас в связи с вашим приходом обрабатывает гораздо больше информации, чем это было бы, если бы мы общались с вами через экран компьютера. В этом смысле мы созданы для того, чтобы перерабатывать много такой информации.

В каком положении сейчас, по вашему мнение, институт семьи?

— Мы можем сравнивать то, что с нами происходит с другими странами, потому что часть процессов в других странах началась раньше. Мы можем предсказывать то, что будет посложнее выглядеть институт семьи. Ну, и собственно, сегодня это уже происходит. Если 30-40 лет назад в обществе существовала установка на единственный брак: надо выбрать хорошего супруга и прожить с ним всю жизнь. Америка уже давно живет по-другому. Средний американец в среднем где-то 3-4 раза в жизни создает семью. Это значит что, люди рожают детей, разводятся, создают другие браки. Тогда появляется сложная семья, где ребенок может общаться и с папой и с отчимом и с кем-то еще.

— А разве это плохо, когда люди, которые поняли, что рядом не тот человек - разошлись и нашли другого, с которым комфортнее и лучше?

— [...] Вы спрашиваете: «Разве это плохо»? Кому «плохо»? Если я встретил женщину, родил троих детей, но понял - это не та женщина и я ухожу, я вроде бы ухожу в свое благополучие. А эти дети? Как они это переживут? Всегда возникает вопрос: для кого что лучше?

Я не говорю, что все семьи надо сохранять, но я бы добавил кучу других вопросов, прежде чем принимать решение.

Сегодня, когда это положение становится достаточно шатким, видимо нужна большая поддержка и социальная, психологическая, просветительская. Наверное, когда-нибудь мы к этому придем. Не знаю.

Давайте предположим (и, собственно, об этом много говорят), что вакцинация - это хорошая процедура, но не на 100 % гарантированная. Получается, что я, как гражданин, который делает вакцину, я немножко рискую. Она может быть как в плюс, так и в минус для моего здоровья. Но для общества в целом - это позитивно. Потому что в целом мы решаем большую задачу. Мы сокращаем приток тяжелых больных в больницы, мы успеваем оказывать помощь тем, кто заболел. Также и при разводе - кому-то хорошо, а кому-то нет.

— Часто ли бывают случаи, когда человек приходит от того, что ему скучно и он просто, скажем так, выдумывает себе проблемы?

— Ко мне не приходят. Но, я думаю, что они могут приходить к моим коллегам. Есть бесплатные форумы психологической помощи, телефон доверия. Не удивлюсь, если такие люди звонят, потому что одиночество это большая проблема. И это не от скуки они звонят. Они звонят от одиночества.

— Современная мода на татуировки, пирсинги и прочее - как вы можете объяснить это с психологической точки зрения?

— Все люди это делают по очень разным причинам. Для кого-то это красиво, для кого-то это просто модно - «все делают, я тоже сделаю», кто-то может за этим как-то прятаться «смотрите лучше на мою татуировку, а не на меня».

Подчеркну, что сегодня, кроме всего прочего, существует большой запрос на то, как проявить себя. Если раньше в целом в традиционных обществах тысячелетиями была такая идея, что хорошая жизнь - это когда ты живешь как все. Семья, дети, вера в бога - это классно. И, собственно, психика во многом построена на этой идее, что счастье в том, чтобы ты был обычным.

Но сегодня прямо пропагандируется совершенно другой контекст, что нужно выделяться, что хорошо, что ты не такой как все, что у тебя есть особенность.

Все эти волны тренда часто проявляются в подростково-молодежной среде. Это, скорее, такая условная детская мода. Это все часть душевного поиска, потому что ребенок переживает много внутренних задач. Это ж надо потом выйти в эту жизнь и себя найти. И вот в момент, когда я себя ищу, мы за что угодно можем хвататься для того, чтобы этот поиск ускорить или облегчить. Но когда человек сформировался в своих ценностях, убеждениях, целях в жизни, когда он создал ту социальную среду, в которой хочет жить и для кого он хочет жить, таких уже массовых порывов вы не увидите.

— Тяга к БДСМ - отклонение?

— Является ли это отклонением с точки зрения каких-то клинических показателей (невроз, пограничное состояние, психоз и т.д.)? Это, чаще всего, не про это. Это больше может быть похоже на то, что внутри у человека может быть очень много болезненной какой-то истории, не пережитой. Но мы не можем сказать, что человек ненормальный. Наверное? есть так какая-то боль, с которой он так справляется.

— Говорят, что психологи/психотерапевты тоже посещают психологов. Это так? К вам ваши коллеги приходят на прием? Обсуждают рабочие моменты или свои личные?

— Да, и ко мне обращаются и я обращаюсь. Мы выделяем два понятия: «индивидуальная терапия и консультирование» и «супервизия» (все то, что связано с профессиональной деятельностью). Мы все люди, мы также сталкиваемся и с личными и с психологическими проблемами.

— В личных вопросах психологи и психотерапевты разве сами не могут себе помочь?

Я немножко по-другому скажу. Скорее, фраза «Мы не можем себе помочь» относится к человеку, который совершенно неосознанно живет, мало себя знает. Если ты узнаешь себя в терапии или в какой-то духовной практике - ты правда можешь себе помогать. Но все равно останутся какие-то аспекты, которые для тебя недоступны просто. Ты не можешь увидеть их изнутри. Для этого нужен взгляд со стороны.

Иногда на нас накатывают чувства, и мы живем в этих чувствах. И пока энергия этих чувств в нас, мы точно не все можем осознавать с точки зрения рациональности какой-то.

Татьяна Михайлова