Найти тему
Дзен для авторов

«Мой ролик с котом набрал 4,2 миллиона просмотров»: блогер Дзена о том, как быстро стать популярным в формате короткого видео

Иллюстрации Марии Соколковой
Иллюстрации Марии Соколковой

Один из самых ярких авторов коротких роликов в Дзене — блогер Sadfman, которого в обычной жизни зовут Николай Ткаченко. За его каналом следят более 230 тысяч подписчиков, и именно в Дзене Николай ежемесячно зарабатывает больше, чем на своей официальной работе менеджером в Краснодаре. Фирменная черта блога — кадры с кормлением кота, и аудитория в каждом ролике с нетерпением ждет этого момента. Мы поговорили с Николаем о его успехе в Дзене, а также о том, почему в фуд-видео можно легко обойтись без музыкальной дорожки и зачем показывать в кадре не себя, а своего кота.

Подсесть на лайки

Каждый год я делаю 20 литров домашнего вина. Пару лет назад решил заснять процесс — как я давлю виноград ногами. Выложил видео в ТикТок, и за сутки оно набрало 1,5 миллиона просмотров. Я быстро подсел на лайки, бешеную активность и общение в комментариях, стал выкладывать ролики о виноделии, но они заходили уже не так хорошо. Через пару месяцев выложил видео, как готовлю шашлык и кормлю кота — и снова сотни тысяч просмотров! Готовить я люблю, поэтому решил остановиться на рецептах.

В январе 2020 года создал свой блог в Дзене, выложил видеорецепт домашнего паштета, и он сразу набрал тысячи просмотров. Буквально в течение месяца вышел на монетизацию, при том что публиковал контент нечасто — в среднем два раза в неделю. Праздничный стол ко Дню защитника Отечества набрал уже 4,2 млн просмотров в Дзене.

Несколько месяцев назад Яндекс.Дзен запустил новый формат короткого видео. Ролики продолжительностью до минуты быстро набрали популярность, и теперь пользователи Дзена тратят на их просмотр 15 миллионов минут в день. В рамках программы поддержки коротких видео блогеры, активно использующие этот формат, заработали уже более 30 миллионов рублей.

Кормить кота

В каждом ролике есть эпизод, когда ко мне подбегает наш кот Изя, и я угощаю его чем-нибудь вкусным. В какой-то момент это стало отличительной чертой моего блога. Мы ничего специально не придумывали, просто когда готовим что-то мясное или рыбное, даем коту кусочек как угощение. Его особая любовь — печень и креветки. Иногда нам приходится даже закрывать Изю в комнате, чтобы он не выпрашивал себе лакомства и нам можно было спокойно поесть.

Очень часто из-за основной работы мне приходится снимать по ночам. Кот этим не очень доволен и на следующий день ходит невыспавшийся и злой.

Изе уже восемь лет, он игривый, озорной, очень любопытный. Каждый раз, когда я возвращаюсь домой с пакетами из магазинов, он в первую очередь проверяет, что мы купили. Хотя многие и отмечают в комментариях, что кот то полнеет, то худеет, за два года его «блогинга» вес у него не изменился. Летом Изя традиционно скидывает вес, к зиме чуть набирает. У него есть свой специальный корм, он питается регулярно, по графику. Все, что вы видите на видео, — просто вкусняшки, баловство.

Погрузить в готовку

В моих роликах нет никакой музыкальной подложки: я считаю, что звуки, сопровождающие процесс приготовления еды, самые аппетитные. Всем моим зрителям не угодишь: мне постоянно пишут, как и что нужно делать. Но мне хочется, чтобы все было естественным, ведь приятнее смотреть, как блюдо шкворчит, шинкуется, вспыхивает в процессе фламбирования. «Кухонный АСМР» целиком погружает в готовку и блогера, и зрителя.

Уложиться в три минуты

Бывают и сложности: например, я не могу снимать, если по соседству шумят или делают ремонт. Недавно у соседей снизу стала садиться батарейка противопожарной сигнализации, а хозяева квартиры были в отъезде. И каждые три-пять минут раздавался характерный короткий писк. Из-за этого в течение трех месяцев мне приходилось снимать в промежутках между срабатываниями этого звукового сигнала.

Бывало, выстроил кадр, достал головку лука, начал резать, а тут это «пи-и-ип». Ну, что делать, доставай новую луковицу и начинай сначала.

-3

Предвидеть вопросы

За те два года, что я веду свой блог, было много однотипных вопросов: можно ли не класть лавровый лист в блюдо, чем заменить петрушку и так далее. Поэтому сейчас стараюсь заранее предугадать, о чем спросят в комментариях, и в описании к блюду сразу пишу, что можно заменить и как сделать процесс проще. Многие блогеры поступают наоборот: что-то оставляют за кадром, чтобы зрители писали комментарии и тем самым у видео росли охваты. У меня просто нет времени отвечать на каждый вопрос: 1,1 миллиона подписчиков в Инстаграме, 2,5 миллиона — в ТикТоке, более 230 тысяч — в Дзене, и при этом есть основная работа.

Не быть звездой

Я не вкладываю деньги в развитие соцсетей, не покупаю рекламу, продолжаю работать обычным менеджером в офисе. Я начал вести блог для своего удовольствия. Люблю кулинарию с детства — это мое хобби и успокоение: когда готовишь, мысли приходят в порядок. И хотя сейчас увлечение вылилось во что-то большее — ежемесячно я получаю доход выше, чем в среднем зарплата по России и чем на основной работе, — уходить в блог с головой я не хочу. (Средняя зарплата в России, по данным Росстата, 56 171 рубль. — Прим. ред.).

Мне нравится, что я могу пойти в магазин за молоком, не помыв голову, и никто из подписчиков меня не узнает и не попросит сделать совместное селфи. Из всего личного в блоге только кот, которого мы кормим всякий раз, когда готовим.

-4

Делать с душой

В среднем на подготовку одного видео уходит 18 часов: это покупка продуктов, продумывание сюжета, съемка и монтаж. Производство ролика про запекание бараньей ноги так и вообще заняло 24 часа. При этом я не посвящаю видео какому-то одному блюду, каждый раз я готовлю полноценный обед или ужин: основное блюдо плюс гарнир и закуски. Бонусом — необычная сервировка. Короче говоря, трачу довольно много времени и сил, и бывает, что какой-то ролик не заходит совсем. Но я не расстраиваюсь, ведь главное для меня — снимать для души.

Подготовила Наталия Хомякова