(Неемия 7)
Неемия прибыл в Иерусалим в 445 г. до н.э., чтобы помочь восстановить город. Когда строительство стены было завершено, он позаботился о безопасности города. Будучи областеначальником Иудеи (5:14), он сначала обеспечил круглосуточную охрану Иерусалима. Затем он решил заселить город верными иудеями. Для этого он провёл перепись народа. Он нашёл записи с именами тех, кто вернулся в Иудею из Вавилона с Зоровавелем. Эти записи, которые содержатся в Езд. 2, включены в книгу Неемии в 7:6–73.
МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ГОРОДА (7:1–3)
«Когда стена была построена, и я вставил двери, и поставлены были на своё служение привратники, и певцы, и левиты, тогда приказал я брату моему Ханани и начальнику Иерусалимской крепости Хананию, ибо он был человеком верным и богобоязненнее более многих других, и сказал я им: “Пусть не отворяют ворот иерусалимских, доколе не обогреет солнце, и доколе они стоят, пусть замыкают и запирают двери”. И поставил я стражами жителей Иерусалима, каждого на свою стражу и каждого напротив дома его».
Стих 1. Первые слова 7:1 (Когда стена была построена, и я вставил двери) выступают связкой между этими действиями Неемии и 6:15, 16, из чего можно предположить, что рассказ о заговоре Товии в 6:17–19 является вставкой в основное повествование. Возможно, это было сделано с целью подготовить читателя к дальнейшему упоминанию Товии в связи с его изгнанием из храма в (13:1–9). Далее мы узнаём, что сделал Неемия для обеспечения безопасности жителей города, после того, как стена была завершена.
Привратники, которых поставил Неемия, возможно, были миряне, назначенные им для охраны городских ворот на постоянной основе. В таком случае, назначение певцов и левитов было временной мерой, чтобы помочь охранять въезды в город. Также не исключено, что «привратники», о которых идёт речь, были храмовыми привратниками. Тогда и они, и певцы с левитами, были временно задействованы для защиты города.
Иногда высказывается предположение, что «певцы» и «левиты» были позднее добавлены переписчиком, который ошибочно заключил, что поскольку было сказано о «привратниках», то следует упомянуть и «певцов» с «левитами», так как эти три слова очень часто употребляются вместе в других местах книги. Поэтому в некоторых английских версиях перевода Библии слова «певцы» и «левиты» отсутствуют. Впрочем, эта точка зрения основывается скорее на рассуждениях, чем действительных текстовых свидетельствах.
Стих 2. Дабы удостовериться в полной безопасности жителей Иерусалима, Неемия «вверил Иерусалим заботам» (Международное Библейское Общество) двух людей. Одним из них был Ханани, его брат, который принёс известие о бедственном положении Иерусалима, когда Неемия был ещё в Сузах (1:2). Другим человеком, с похожим именем, был Хананий, начальник Иерусалимской крепости. «Крепость», о которой идёт речь, была цитаделью, позднее преобразованной в Крепость Антония Иродом Великим.
И всё же, о скольких людях говорит этот стих? Эти два имени практически идентичны, и первое может быть сокращённым вариантом второго. Поэтому некоторые комментаторы полагают, что текст должен читаться приблизительно так: «Я поставил моего брата Ханани, того самого Хананию, который начальник Иерусалимской крепости, во главе». Тем не менее, большинство комментаторов и переводчиков склоняются к тому, что в этом стихе говорится о двух разных мужчинах с очень похожими именами.
Несомненно, что оба этих человека проявили себя, служа Израилю. Неемия счёл необходимым добавить, что Хананий был верным, то есть заслуживающим доверия, и богобоязненным. На него не просто можно было положиться как на надёжного исполнителя, но он был известен как человек, почитающий Бога и послушный Его воле. Оба были поставлены отвечать за охрану и безопасность Иерусалима.
В Неем. 3 упоминались двое других мужчин, о каждом из которых было сказано, что он был «начальником полуокруга Иерусалимского» (3:9, 12). Как Ханани и Хананий соотносятся с ними? Эдвин Ямаучи считает, что двое мужчин из Неем. 3 находились в подчинении у Ханани. С другой стороны, Уильямсон полагает, что между мужчинами из 3:9, 12 и из 7:2 «необязательно должен был быть конфликт», поскольку «в подчинении мужчин из 3:9, 12 находились территории, прилегающие к городу, а не сам город». Иными словами, мужчины, упомянутые в 7:2, отвечали за защиту города от внешних врагов, а двое мужчин из 3:9, 12 занимались административным управлением своих территорий.
Стих 3. Неемия приказал закрывать и запирать ворота в те часы, когда город был наиболее уязвим. Вместо того чтобы открывать ворота на рассвете, привратники должны были ждать, пока не «обогреет солнце», то есть до позднего утра. Кроме того, доколе они стоят, ворота должны быть заперты.
Этот отрывок является достаточно трудным, и его понимают по-разному. По мнению Дерека Киднера, наиболее вероятным является следующее толкование: «ворота следует открывать поздно, а запирать рано». В Международном Библейском Обществе написано: «Ворота Иерусалима не должны открываться, пока не обогреет солнце. И пока служащие у ворот стоят на страже, пусть они закрывают двери и запирают их». В Современном Переводе читаем: «Каждый день вы должны ждать несколько часов после восхода солнца, прежде чем откроете ворота Иерусалима. И вы должны закрыть и запереть ворота до захода солнца». Все эти версии перевода содержат основную мысль, что ворота следовало запирать рано, иногда до захода солнца.
Ещё одно возможное толкование состоит в том, что ворота следовало закрывать и запирать в полдень, во время дневного отдыха, когда стражники могли быть склонны к сонливости после обеда. Эта интерпретация нашла своё отражение в английской версии REB. В её поддержку, по мнению Уильямсона, говорит фраза «доколе не обогреет солнце», которая, «несомненно, относится к самому жаркому времени дня, когда основная деятельность горожан прекращается», другими словами, к сиесте (см. Быт. 18:1; 1 Цар. 11:9; 2 Цар. 4:5).
Кроме официальных стражников, ответственные за безопасность города должны были выбрать помощников из числа обычных горожан. Очевидно, они служили, сменяя друг друга, так как каждый был поставлен напротив дома его.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПУСТЕНИЯ ГОРОДА (7:4, 5)
«Но город был пространен и велик, а народа в нём было немного, и дома не были построены. И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших, и начальствующих, и народ, чтобы сделать перепись. И нашёл я родословную перепись тех, которые сначала пришли, и в ней написано».
Стих 4. Хотя город занимал большую территорию, там проживало мало народа. Стена вокруг города была восстановлена, но в городе ещё было очень мало домов. Очевидно, бόльшая часть старых зданий по-прежнему были в руинах.
Почему в Иерусалиме было так мало людей? Возможно, город ещё не оправился после разрушения, вызванного вавилонянами. Многие жители были тогда убиты. Те евреи, которые с позволения Кира решили покинуть Вавилон и вернуться в Иудею, поселились в городах, в которых они (или их родители) жили до изгнания (7:6). Только некоторые из них могли назвать Иерусалим своим домом. Пока производились восстановительные работы на стене, нехватка жителей не была так заметна, поскольку город жил насыщенной жизнью. По настоянию Неемии работники из окрестных городов и поселений ночевали в пределах города (4:22); так что город был полон людей круглые сутки. Однако теперь, когда строительство стены было завершено, малочисленность жителей Иерусалима стала очевидной.
Недостаточная заселённость не только не способствовала тому, чтобы Иерусалим вновь стал великим городом, но и делала его уязвимым перед врагами. Поэтому увеличение населения Иерусалима стала одной из основных задач Неемии. О том, как он с ней справился, мы читаем в главе 11.
Стих 5. Будучи водимым Богом, Неемия приложил все свои силы, чтобы решить проблему запустения города. Для этого он созвал собрание всего народа, чтобы сделать перепись. Идея провести перепись не принадлежала ему. Он говорит: «И положил мне Бог мой на сердце». Он фактически говорит: «Господь вдохновил меня переписать людей по их родословиям». Чарльз Феншем подчёркивает, что «это выражение используется, чтобы указать, что именно Бог вдохновил его, а не сатана, как это было в случае с Давидом (1 Пар. 21:1)». Предположительно, в главе 8 говорится о собрании, которое созвал Неемия. Его результатом стало публичное чтение Божьего Слова, покаяние всего народа и обновление завета. Таким образом, мы убеждаемся, что Бог действительно вдохновил Неемию созвать это собрание.
Конечно, основной причиной, по которой Неемия собрал народ, было запустение Иерусалима; но не менее важно было удостовериться, что люди, населяющие его, были истинными иудеями, потомками тех, кто вернулся из Вавилона почти сто лет тому назад. Как отмечает Кит Шовилл, «Здесь присутствуют два мотива: увеличить население жителей города и удостовериться в этнической чистоте и отделённости возросшего числа горожан». Желание Неемии убедиться, что большинство жителей столицы были потомками иудеев, понятно. Окружающие евреев народы доставляли им так много проблем, что он понимал важность численного превосходства иудеев в их главном городе.
В тексте не приводится отчёт об итогах этого собрания. Просто говорится, что Неемия нашёл (вероятно, в архивах храма) записи о тех, кто вернулся в Иудею с Зоровавелем. Он включил эти записи в свою книгу ради своих читателей.
СПИСОК ЕВРЕЕВ, ВЕРНУВШИХСЯ С ЗОРОВАВЕЛЕМ (7:6–73)
«Вот жители страны, которые отправились из пленников, переселённых Навуходоносором, царём вавилонским, и возвратились в Иерусалим и Иудею, каждый в свой город, – те, которые пошли с Зоровавелем, Иисусом, Неемией, Азарией, Раамией, Нахманием, Мардохеем, Билшаном, Мисферефом, Бигваем, Нехумом, Вааной. Число людей народа Израилева: сыновей Пароша – две тысячи сто семьдесят два. Сыновей Сафатии – триста семьдесят два. Сыновей Араха – шестьсот пятьдесят два. Сыновей Пахав-Моава, из сыновей Иисуса и Иоава, – две тысячи восемьсот восемнадцать. Сыновей Елама – тысяча двести пятьдесят четыре. Сыновей Заффу – восемьсот сорок пять. Сыновей Закхая – семьсот шестьдесят. Сыновей Биннуя – шестьсот сорок восемь. Сыновей Бевая – шестьсот двадцать восемь. Сыновей Азгада – две тысячи триста двадцать два. Сыновей Адоникама – шестьсот шестьдесят семь. Сыновей Бигвая – две тысячи шестьсот семь. Сыновей Адина – шестьсот пятьдесят пять. Сыновей Атера из дома Езекии – девяносто восемь. Сыновей Хашума – триста двадцать восемь. Сыновей Вецая – триста двадцать четыре. Сыновей Харифа – сто двенадцать. Уроженцев Гаваона – девяносто пять. Жителей Вифлеема и Нетофы – сто восемьдесят восемь. Жителей Анафофа – сто двадцать восемь. Жителей Беф-Азмавефа – сорок два. Жителей Кириаф-Иарима, Кефиры и Беерофа – семьсот сорок три. Жителей Рамы и Гевы – шестьсот двадцать один. Жителей Михмаса – сто двадцать два. Жителей Вефиля и Гая – сто двадцать три. Жителей Нево другого – пятьдесят два. Сыновей Елама другого – тысяча двести пятьдесят четыре. Сыновей Харима – триста двадцать. Уроженцев Иерихона – триста сорок пять. Уроженцев Лода, Хадида и Оно – семьсот двадцать один. Уроженцев Сенаи – три тысячи девятьсот тридцать. Священников, сыновей Иедаии, из дома Иисусова – девятьсот семьдесят три. Сыновей Иммера – тысяча пятьдесят два. Сыновей Пашхура – тысяча двести сорок семь. Сыновей Харима – тысяча семнадцать. Левитов: сыновей Иисуса, из дома Кадмиилова, из дома сыновей Годевы, – семьдесят четыре. Певцов: сыновей Асафа – сто сорок восемь. Привратники: сыновья Шаллума, сыновья Атера, сыновья Талмона, сыновья Аккува, сыновья Хатиты, сыновья Шовая – сто тридцать восемь. Нефинеи: сыновья Цихи, сыновья Хасуфы, сыновья Таббаофа, сыновья Кироса, сыновья Сии, сыновья Фадона, сыновья Леваны, сыновья Хагавы, сыновья Салмая, сыновья Ханана, сыновья Гиддела, сыновья Гахара, сыновья Реаии, сыновья Рецина, сыновья Некоды, сыновья Газзама, сыновья Уззы, сыновья Пасеаха, сыновья Весая, сыновья Меунима, сыновья Нефишсима, сыновья Бакбука, сыновья Хакуфы, сыновья Хархура, сыновья Бацлифа, сыновья Мехиды, сыновья Харши, сыновья Баркоса, сыновья Сисары, сыновья Фамаха, сыновья Нециаха, сыновья Хатифы. Сыновья рабов Соломоновых: сыновья Сотая, сыновья Соферефа, сыновья Фериды, сыновья Иаалы, сыновья Даркона, сыновья Гиддела, сыновья Сафатии, сыновья Хаттила, сыновья Похереф-Гаццевайима, сыновья Амона. Всех нефинеев и сыновей рабов Соломоновых – триста девяносто два. И вот вышедшие из Тел-Мелаха, Тел-Харши, Херув-Аддона и Иммера; но они не могли показать о поколении своём и о племени своём, от Израиля ли они. Сыновья Делаии, сыновья Товии, сыновья Некоды – шестьсот сорок два. И из священников: сыновья Ховани, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия галаадитянина и стал называться их именем. Они искали родословной своей записи, и не нашлось, и потому исключены из священства. И тиршафа сказал им, чтобы они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом. Всё общество вместе состояло из сорока двух тысяч шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести сорок пять. Коней у них было семьсот тридцать шесть, лошаков у них – двести сорок пять, верблюдов – четыреста тридцать пять, ослов – шесть тысяч семьсот двадцать. Некоторые главы поколений дали вклады на производство работ. Тиршафа дал в сокровищницу золотом тысячу драхм, пятьдесят чаш, пятьсот тридцать священнических одежд. И некоторые из глав поколений дали в сокровищницу на производство работ двадцать тысяч драхм золота и две тысячи двести мин серебра. Прочие из народа дали двадцать тысяч драхм золота и две тысячи мин серебра и шестьдесят семь священнических одежд. И стали жить священники, и левиты, и привратники, и певцы, и народ, и нефинеи, и весь Израиль в городах своих».
Имена и количество вернувшихся изгнанников перечислены в 7:6–73. Кроме этого, упоминаются дары народа храму и животные, которых привели с собой переселенцы из Вавилона. Люди и имущество, перечисленные в 7:6–73, практически те же, что и в Езд. 2; некоторые несовпадения объясняются ошибками переписчиков.
Стихи 6–73. Записи о вернувшихся из плена начинаются перечислением имён их вождей (7:6, 7). Провинция, в которую они вернулись – Иудея, известная среди персов как «Иегуд». Репатрианты вернулись каждый в свой город, то есть в города, где они или их семьи проживали до того, как были уведены в плен. Позднее Неемия переведёт часть этих людей в Иерусалим, так как город нуждался в жителях.
Вернувшиеся из плена распределены по категориям. Список включает «мирян»: они названы по именам глав семейств (7:7–25) и по своим городам (7:26–38). За ними следуют посвящённые храму: священники (7:39–42), левиты (7:43), певцы (7:44), привратники (7:45), храмовые слуги (нефинеи) (7:46–56) и сыновья рабов Соломоновых (7:57–60). Затем в списках следуют люди без записей в родословных: те, которые не могли подтвердить своё происхождение от предков-израильтян (7:61, 62), и некоторые из священников, которые не имели подтверждающих записей родословных и были временно исключены из священства (7:63–65). В списках приводится число вернувшихся в каждой категории. Общее число переселенцев составляет 42 360 (7:66).
В настоящих списках также указано количество домашних слуг и певцов, которые вернулись в Палестину вместе с иудеями, а также количество их коней, лошаков, верблюдов и ослов (7:67–69). Всего, согласно этим спискам, с Зоровавелем вернулись около 50 000 человек.
Кроме всего этого, в списках перечислены дары на производство работ (по восстановлению храма), принесённые тиршафой, главами поколений и народом (7:70–72). Документ заканчивается замечанием, что все вернувшиеся жили в городах своих (7:73), что объясняет, почему в самом Иерусалиме проживало немного людей.
Как этот отрывок соотносится со всем контекстом, не совсем ясно. Возможно, читатель должен был сделать вывод, что Неемия использовал эти списки, когда собрал народ, чтобы провести перепись (7:5). С их помощью можно было подтвердить или опровергнуть законность их притязаний на принадлежность к израильскому народу. Если бы, например, кто-то заявил: «Я – иудей, из рода Закхая», его могли бы попросить предоставить документы для подтверждения своей родословной. Если же записи показывали, что среди вернувшихся были сыновья Закхая, то этот человек был признан иудеем с правом проживания в Иерусалиме.
НАСТУПЛЕНИЕ СЕДЬМОГО МЕСЯЦА (7:73)
«...Когда наступил седьмой месяц и сыны Израилевы жили по городам своим».
Стих 73. В Библии это полустишие главы 7 относится к повествованию в главе 8. Люди жили по городам своим, но собрались, «как один человек» (8:1) в Иерусалиме. Согласно 8:2, собрание, о котором повествует глава 8, произошло в первый день седьмого месяца (тишри), очевидно, менее, чем через неделю после того, как строительство стены было успешно завершено «в двадцать пятый день месяца елул» (6:15), шестого месяца.
Седьмой месяц имел особое значение в иудейском религиозном календаре. Лучше всего о его важности говорит Кит Шовилл:
«Тишри (сентябрь/октябрь) был очень важным месяцем для религиозных событий в иудаизме. Согласно Лев. 23:24, 26 и 34, они включали праздник труб в первый день (позднее известный как Рош ха-Шанá, Новый год); день очищения (Йом Кипур) в десятый день и праздник кущей (Суккот или Палатки) в пятнадцатый день».
Обновление завета и реформация, последовавшие за этим собранием в первый день седьмого месяца были также важны (или даже важнее), как и восстановление стены.