Викинги были одними из самых опытных мореходов своего времени. А их корабли - самым совершенным произведением инженерного искусства в области кораблестроения. Именно викинги на своих кораблях впервые дошли до Северной Америки. Их корабли были довольно большими. Но насколько большими? Самым известным кораблем викингов по скандинавским сагам является "Великий Змей" - флагман Олава Трюгвасона, на котором он участвовал в своей последней битве, ставшей самым крупным морским сражением эпохи викингов.
Об этом сражении я писал в отдельной статье. Согласно сагам "Великий Змей" имел в длину аж 60 метров, 34 или 35 пар весел и мог перевозить до 100 воинов. Размеры и большой экипаж делали "Великий Змей" опаснейшим противником в абордажном бою. В Саге об Олаве Трюгвасоне так и говориться:
"Даже если бы у Олава конунга не было ни одного корабля, кроме этого, то Свейн конунг никогда бы не захватил его с одним датским войском"
Долгое время считалось, что размеры и вместительность Великого Змея в сагах сильно преувеличены и длина драккара обычно не превышала 30 метров, а экипаж был около 30 человек. Но в 1996 году все изменилось, когда в Роскилле фьорде был найден самый большой корабль эпохи викингов. Он получил условное название Роскилде-6 и по сохранившимся частям был реконструирован специалистами.
Длина корабля чуть больше 36 метров, и это на четыре метра больше, чем флагманский корабль Генриха VIII "Мэри Роуз", построенный пятью веками позже. Роксилде-6 также на шесть метров длиннее, чем корабль викингов, воссозданный под названием "Sea Stallion", который в 2007 году прошел путь из Скандинавии до Дублина, обогнув Шотландию.
Оригинальный остов корабля установлен в металлической раме, воссоздающей его форму и полную длину.
Согласно подсчетам специалистов, на постройку такого корабля в эпоху викингов ушло бы около 30 тысяч человекочасов квалифицированного труда судостроителей, плюс к этому работы по валке деревьев и перевозке материалов.
"Это был корабль для перевозки войск", – говорит Гарет Уильямс, ученый из Британского музея. Построили его после 1025 года, когда согласно дендрохронологии были срублены использованные для строительства дубовые деревья. Он мог перевозить около 100 воинов и имел 39 пар весел.
По оценкам специалистов корабль был довольно быстроходным. Так, судну Sea Stallion удавалось поддерживать среднюю скорость в 5,5 узла, а максимальная скорость хода составляла у него 20 узлов. Роскилде-6 мог быть еще быстрее. Быстроходность позволяла кораблю брать на борт много воинов, ибо за счет короткого времени в пути им вполне хватало воды и продовольствия, которые мог взять на борт этот корабль.
Предполагается, что Роскилде-6 принадлежал известному конунгу - Кнуду Великому, который правил как раз в это время одновременно Данией, Англией и Норвегией.