Было это в те времена, когда у колхозных тружеников не было в кармане даже по пятидесяти копеек у каждого, чтобы набрать на троих на четвертинку водки. Которая стоила один рубль 47 копеек, а на оставшиеся три копейки продавщица в кусморском магазине разрешала взять вяленой килечки, пласт которой лежал прямо на прилавке. Отходили, счастливые, к окну, вскрывали залитую сургучом пробку… Не часто, но было.
Внимание! Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью!
А работали с утра до вечера, потому особо озабоченных такой проблемой было немного. Большинство находилось в состоянии бодрого ожидания: «подвернется случай и нальют – не откажусь!». Про таких не зря анекдот сочинили.
Сошел на берег в Индии русский моряк. Идёт вразвалочку, на плече – попугай. Индус со своей коброй встрече обрадовался:
- Русский? А правду говорят, что вы пить умеете?
- Наливай!
Налил индус полную кружку ихней водки. Моряк «хлопнул» её, дыхнул на попугая. И стоит. Удивился индус! Налил еще кружку – моряк её точно так же осушил. Еще больше удивился индус, налил третью. – Та же история! Индус совсем опешил, стоит, глаза круглые… А попугай ему:
- Ну, чего уставился? И четвёртую кружку выпьем, и пятую! И мopду тебе набьём! И червяка твоего – склюём!
Я-то помню своих земляков исключительно добродушными и работящими.
…Отцу пришлось оставить работу агронома, когда его мама, моя бабушка, стала лежачей больной. Не чурающийся любого труда, он устроился работать в телятник, до которого ходу от дома было всего метров сто – удобно. Назначили его там старшим группы слесарей, занималась бригада наладкой и обслуживанием всяких механизмов: оборудованием для приготовления кормов, кормораздатчиков, конвейеров для уборки навоза… По запаху от халата отца понятно было, что большая часть времени уходила как раз на ремонт этих конвейеров.
Отношения в бригаде были понятные, но – начальник есть начальник – не все стороны своей жизни слесари открывали отцу.
И вот стал он замечать в своей бригаде этой странное оживление. Ходят с улыбками, глаза блестят… Непонятно! Один поскользнулся рядом с телятами, упал и проехался фуфайкой между их ног – и не матерится! – Смеётся! У другого сапог в том самом конвейере застрял – та же история!
Все трое, главное, на виду, никуда не отлучаются. Про деньги в начале статьи сразу оговорка была – не было и мелочи на курево. Шести копеек на пачку махорки не было, а тут – «датые» же! «Не-е, Владимирыч, ты что?!» - клянутся, улыбаются и пьяными языками убеждают в своей трезвости.
Ну и ладно – работают же! Да нет, там механизмы движущиеся, электрооборудования всякого полно – залезет еще кто куда – отвечай потом. В таком вот веселье с одной стороны и напряжении – глаз да глаз за такими – со стороны отца прошла целая неделя. Да еще и обида небольшая бригадира свербила: сам не железный, могли бы и угостить. Как перед праздником, так «Владимирыч, сходил бы в кассу правления – авансик не помешает…» - и ходил, шел навстречу. А сами зажались…
Троица секрет свой выдала всё же. Правда, когда он стал для них уже бесполезным. А то, что таились, объясняли тем, что стыдно было такое предлагать уважаемому человеку, агроному, члену правления колхоза… Оправдывались так.
Силосные ямы тогда оборудовали добротно: боковые стены, склоны для въезда-выезда трактора – всё в бетоне. Помню, как зимой бежал в школу и как раз в этот момент где-то вдалеке у ферм открыли одну из ям – такой вкусный запах мочёных яблок от неё шёл!
Была силосная яма и для того телятника. Когда она освободилась, на ее плоском дне осталось озеро сока разнотравья или клевера или кукурузы (про то неведомо) глубиной сантиметров десять – пятнадцать. Кто первый учуял спиртовой запах, уже не узнать, но он же и решился попробовать! Эффект оказался не хуже той четвертинки на троих и – «процесс пошел». Незаметно отлучиться к яме проблемой не было, черпай – сколько хочешь. Желудки – удивительно – у всех не обиделись на такой неожиданный напиток. А отца к яме подвели уже тогда, когда самих «забирать» перестало – выдохлось за неделю. Просто показали «вещественное доказательство» их недельного нечаянного праздника…
Деревенские мужики… Образцы душевной доброты, юмора, смекалки и трудолюбия! С благодарностью помню и восхищаюсь.
Дорогие мои читательницы и читатели! Ручаюсь за каждое слово своих воспоминаний. Сам комментировать люблю, и вас прошу написать комментарий. Он и лайк помогли бы совершенствованию контента. Подписчикам и желающим присоединиться к ним приятного времяпрепровождения!