В 1917 году художник Иван Яковлевич Билибин нарисовал такую карикатуру-плакат:
"О том, как немцы большевика на Россию выпускали". Сильная карикатура. А стихи какие!
"На святую нашу Русь
Прилетел заморский гусь.
Полу-змей, полу-ворона,
А на маковке корона.
Что за чудище сидит,
Воет, свищит и шипит?
И, тараща свои бельма,
Я орёл, - кричит, - Вильгельма!
Всех хочу я покорить
Будет русский подавать,
Наши ноги целовать!
Там у русского народа,
Говорят теперь свобода.
Ну так выкинем мы штуку,
Заберём в свои их руки!
Вылезай-ка большевик!
Подымай в России крик!
Не вели войскам сражаться,
Так валяй же большевик,
Подымай напрасно крик!
И проклятый большевик
Своё дело сделал вмиг:
Поклонился чёрной птице,
Смуту сеял, фронт открыл,
Всей России яму рыл...
Но напрасны все потуги,
Всех согнуть и раздавить!
Пусть немецкий мой солдат
Головой и крепковат.
Но зато, как тараканы,
Лезут немцы во все страны;
С голодухи подвывают,
Пиво голое лакают.
Эх скорей бы нам победа!
Стосковались без обеда!
Зови с немцами брататься!
Бородой своей тряси,
Околесицу неси!
Пусть бранятся, всех ругают,
Всё хватают, всё ломают;
Пусть всё в клочья раздерут!
Мы же будем тут как тут!
Русских голыми руками
Заберём мы с потрохами!
Ошибутся немцев слуги.
Вдруг прозрела наша Русь,
Кличит войску "стой, не трусь!"
Нет, германскому народу
Не продаст мужик свободу,
Не отдаст своей земли
Стой солдат! Врага вали!
Обретёшь ты мир и славу,
Коль спасёшь свою Державу!"
На плакате мы видим немецких солдат, сопровождающих, как мы понимает, бородатого неопрятного вида большевика с красным флагом в руке в Россию. Рядом - орел (герб Германской империи), а на красном флаге надпись: "Всё долой". И плакат, и стихи представляют версию о "немецких деньгах", на которые (якобы) была осуществлена революция в России, очень выгодная Германии. Ведь в результате событий 24-25 октября (7-8 ноября по новому стилю) Россия вышла из I мировой войны, в которой воевала на стороне Антанты с Германией.
Карикатура вызвала следующие мысли. Как не побоялся художник такое изобразить ПОСЛЕ прихода к власти большевиков? И вообще - это же не его тематика? Театральный оформитель, книжный иллюстратор и утонченный представитель арт-нуво, участник объединения "Мир искусства" - зачем это ему?
В 1917 году мало кто верил в победу большевиков. Уже началось формирование белых армий на Юге России. Казалось, что эта власть пришла ненадолго и скоро будет сметена, как было сметено предшествующее ей Временное правительство. Вот и нарисовал художник злую острую карикатуру на приход большевиков к власти. А нарисовал потому, что категорически не принял Октябрьскую революцию. Был, как и многие представители интеллигенции, шокирован захватом власти большевиками.
В 1917 году мало кто верил в победу большевиков.
Относительно же "немецких денег", версий о масонском заговоре и "Ленин - германский шпион" ... Кое-что, конечно, здесь соответствует истине: да, у Ленина был лозунг "Превращения империалистической войны в гражданскую"; большевики в России были единственной партией, которые желали поражения своему правительству в империалистической войне; солдат на фронте они призывали брататься и поворачивать оружие против угнетателей; Ленин вернулся в Россию в апреле 1917 года в пломбированном вагоне.
Неправдоподобно другое.
Никакие масоны, немцы и другие посторонние личности не способны совершить революцию просто так, без серьезных предпосылок. Совершить переворот во власти возможно, невозможно удержаться у власти без поддержки сил общества.
Поэтому, нравится нам или не нравится, революция 1917 года не была, к сожалению, в России случайностью. Я пишу "к сожалению", т.к. эта революция принесла нашей стране много бедствий. В тоже время революция была порождена целым рядом нерешенных проблем, и не последнюю роль в победе большевиков сыграло наличие у них сильной боеспособной партии.
Фильм "Серебряные коньки" и проблемы Российской империи
Революция 1917 года не была, к сожалению, в России случайностью.
А как сложилась судьба художника И.Я. Билибина?
Билибин справедливо полагал, что вряд ли большевики простят ему такой демарш. Художник отправился в эмиграцию. В 1920 году на пароходе "Саратов" Билибин эвакуировался вместе с остатками Белой армии и всеми недовольными режимом, из Новороссийска, жил в Египте, во Франции - там расцвела его карьера театрального оформителя, а в 1936 году... вернулся на родину. Не смог без России.