Этот дом - настоящая жемчужина. Без всякого преувеличения его можно назвать самым красивым в Казани. И этот красивый дом имеет свою историю.
Заказчиком дома был Алексей Ушков - в то время студент Казанского университета (университет, кстати, находится в двух шагах, на противоположной стороне Кремлёвской улицы, которая тогда называлась Воскресенской).
Но этот студент был одним из сыновей владельца химических заводов К.К. Ушкова и внуком чайного магната А.С. Губкина - то есть наследником несметных богатств.
Алексей Ушков был влюблён в Зинаиду Высоцкую, дочь профессора университета Николая Фёдоровича Высоцкого, и в качестве свадебного подарка преподнёс ей этот дом - №33 по улице Воскресенской.
Проект здания он заказал самому модному тогда архитектору Казани Карлу Людвиговичу Мюфке. Дом не был построен заново: Мюфке объединил в единый ансамбль три рядом стоящих здания, красиво задекорировал, и в результате получился дом–свадебный торт.
Он выполнен в стиле эклектики с преобладанием ампира, модерна и барокко, в нём много азиатских мотивов: сакура вьётся по потолку, мифические драконы повсюду. Кажется, в этом доме Мюфке соединил несоединимое – все существующие в архитектуре стили. Ведь пожелание Ушкова было таким: чтобы в одном доме поместился целый мир!
И при этом Карлу Людвиговичу было сказано, чтобы при строительстве и отделке здания ничем себя не ограничивал. Заказывая редчайшие материалы по невероятным ценам, архитектор впервые транжирил и боролся со своей немецкой привычкой экономить. Он пребывал в эйфории:
Вчера на стройке дома Ушкова с лесов упал архитектор Мюфке. Он сломал два ребра, но работу не оставил и, отряхнувшись, снова мужественно полез на леса.
Так писала газета "Казанский телеграф" в 1906.
Дом получился очень красивым и нарядным, не дом, а настоящий дворец. А его уникальная особенность состоит именно в стилевом разнообразии.
Круглый угловой эркер с ажурным балконом, увенчанный куполом, был маленькой мечетью: гости мусульманского вероисповедания могли совершать там намаз. Для того, чтобы гармонично вписать здание в архитектурный ансамбль улицы, Мюфке повторил в этом куполе форму куполов Воскресенского собора, стоявшего неподалёку (а ныне утраченному).
Очень красив внутренний свод эркера:
Каждое помещение второго этажа отделано в особом стиле: неоготики, ампира, рококо. И зимний сад-грот:
Центральная лестница из мрамора и редкого тайваньского бука с перилами, которые охраняют драконы:
По совету экскурсовода взглянув под ноги, вот что мы увидели:
На своих заводах Ушковы производили в том числе и кирпич и керамическую плитку. Всегда одна плитка обязательно укладывалась перевернутой, так было принято для рекламы производителя. Реклама практически вечная: сохранилась до сих пор.
Плитка в хозяйственных комнатах до сих пор в прекрасном состоянии.
Снаружи здание украшено великолепным чугунным литьём:
Стиль модерн позволяет наполнить искусством всю окружающую человека среду, формирует интерьер как единое целое вплоть до мельчайших деталей. Вы только посмотрите на эти бронзовые ручки! Все ручки для окон и дверей в этом доме – настоящие произведения искусства, они отлиты специально для дома Ушкова в Китае:
Так дом выглядит сейчас:
И почти так же он выглядел в начале 20 века, когда только был построен и его увидела Зинаида Николаевна:
Она ещё не дала Алексею Ушкову своего согласия, а дом уже был украшен её вензелем "ЗУ" (Зинаида Ушкова) в центре фасада:
И она не смогла отказать Алексею Ушкову, даже несмотря на то, что была помолвлена с другим человеком...
Правда, любовь и семейное счастье длились недолго. Алексей и Зинаида Ушковы прожили вместе всего три года и расстались, решив не портить друг другу жизнь, а предоставить полную свободу. Красивое решение, и совсем не популярное в те времена.
Дом остался в собственности Зинаиды Николаевны. В 1916 она продала его городу. До недавнего времени считалось, что не задолго до революции она эмигрировала в Париж. Сегодня эта легенда опровергнута. Она жила в Москве и упокоилась в 1929 на Новодевичьем кладбище рядом со своими родителями (её последняя фамилия была Руднева):
А в 1917 после революции дом был экспроприирован. И был бы неминуемо разграблен и уничтожен, но его спасла Н.К. Крупская. Именно по её настоянию из дома убрали люмпенов и в 1919 в нём была организована Центральная губернская библиотека.
И представлял себе я рай, похожим на библиотеку…
Хорхе Луис Борхес
Сейчас это Национальная библиотека республики Татарстан, одна из крупнейших в Поволжье:
Этому зданию повезло: оно было передано в заботливые руки, и несмотря на почтенный возраст, сохранилось в своём почти первозданном виде. Спасибо вам, Надежда Константиновна!
Московское продолжение казанской истории
После развода с Зинаидой Николаевной А.К. Ушков женился на балерине Большого театра Александре Михайловне Балашовой. Этот семейный союз оказался на редкость счастливым, хотя мог показаться странным: он - сдержанный и тихий, она - блистательная и вечно окружённая поклонниками.
Принадлежавший ему особняк А.П. Ермолова на Пречистенке, 20 в Москве (он приобрёл его в 1900) Алексей Константинович перестроил - и снаружи, и внутри, а для супруги устроил специальный зеркальный зал для репетиций. Новое здание повторило все декоративные особенности дома Зинаиды Ушковой в Казани. Вот так оно выглядит сейчас:
Московский дом не такой нарядный и пафосный. Пожалуй, его не назовёшь дворцом. Он тоже 2-этажный, но потолки в нём - значительно ниже. Он не стоит на углу двух улиц, поэтому у него нет такой чудесной угловой башенки-эркера с куполом, как у его казанского собрата. Но он по-своему очень красив. Безусловно, шедевр. Строил ли Карл Мюфке этот дом - неизвестно, но проект дома точно принадлежит ему.
После революции супруги покинули Россию и уехали в Париж, где Балашова блистала на сцене Гранд Опера. А особняк на Пречистенке был национализирован. В 1921 здесь поселилась другая балерина - Айседора Дункан - и открыла в нём свою хореографическую студию.
По выражению Айседоры, получилась забавная "кадриль": совершенно случайно Александра Балашова поселилась в Париже в доме Айседоры на Rue de la Pompe, а Айседора поселилась в Москве в доме Александры на Пречистенке.
В 1922 после свадьбы сюда переехал Сергей Есенин. Айседоре было 45, Есенин был на 18 лет младше. Их союз не был долгим, очень скоро он превратился в череду скандалов и пьяных дебошей. Вообще непонятно, как они могли жить вместе: Есенин не знал ни одного иностранного языка, а Айседора не знала русского. В 1924 брак был расторгнут.
С тех пор дом много раз менял хозяев. Но официально его до сих пор называют "Особняк А.П. Ермолова". Сейчас в нём располагается Управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России и особняк недоступен для посещения, взглянуть на зеркальный балетный класс не удалось. А может быть его уже и нет давно...
P.S. Проходила мимо этого дома в ясный солнечный день и сделала фото: на фоне синего неба любое здание выглядит красивее, чем в пасмурную погоду, и этот дом не исключение:
__________________________
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь, если вам интересно!
Казань: город с 1000-летней историей и место встречи двух миров
Навигация по каналу "Возраст счастью не помеха":
Все публикации канала по рубрикам
О моих книгах: