Одной из страниц истории Великой Отечественной войны является Арктика. И особняком в ней стоит Северный морской путь — одна из главных морских артерий, благодаря которой было возможно проведение союзных конвоев на территорию Советского Союза. К 1942 году стало ясно, что немецкий план молниеносной войны начинает трещать по швам. И не последнюю роль в этом сыграли морские #коммуникации за полярным кругом. Это заставило командование Кригсмарине в мае 1942 года заняться разработкой вариантов по пресечению судоходства на Севморпути. Главной целью обозначались полярные конвои, проходящие через Карское море, а также их пункты базирования. Спустя два месяца план был завершён и одобрен к исполнению группой «Норд».
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Изначально к операции планировалось привлечь три тяжёлых крейсера — «Адмирал Шеер», «Лютцов» и «Адмирал Хиппер». Однако второму после возвращения из предыдущего похода пришлось встать на длительный ремонт, а третий был привлечён к перехвату союзнических конвоев у побережья Норвегии.
Кроме того, ситуация осложнялась скудностью разведданных относительно маршрутов судоходства и пунктов базирования. Тем не менее было решено не отменять операцию «Вундерланд». Или «Страна чудес» в переводе на русский.
Навстречу неизвестности
16 августа 1942 года «Адмирал Шеер» покинул Скомм-фьорд и направился к острову Медвежий. Командовал рейдером капитан первого ранга Вильгельм Меендсен-Болькен.
Кроме крейсера в операции принимали участие пять подводных лодок. Так как действовать нужно было в крайне суровых условиях севера, в их задачи, помимо патрулирования, входили доклады о ледовой обстановке. Технические средства, имевшиеся на борту рейдера, не могли обеспечить ему полную автономность во время пребывания в открытом море. Поэтому важным звеном являлась воздушная разведка, осуществлявшаяся с помощью гидропланов, которые взлетали с «большой земли». Также для разведки использовался бортовой самолёт-разведчик Arado Ar 196.
Спустя пять дней, 21 августа, был обнаружен небольшой конвой, следовавший на восток. Крейсер уже занял позицию для перехвата, когда выяснилось, что оценку курса ордера провели неверно. Несмотря на предпринятые усилия, выйти на конвой и атаковать его не удалось. Препятствовала погода, а также осложнившаяся ледовая обстановка.
А 24 августа льды и вовсе «затёрли» рейдер, угрожая тому сплющиванием. Немцев спас переменившийся ветер, благодаря которому #корабль удалось вывести из торосов. Но чёрная полоса не закончилась.
На следующий день, когда планировалось всё же выйти на курс следования конвоя, бортовой самолет-разведчик неудачно сел на изломанный лёд. Машина была признана непригодной для ремонта и затоплена. Вкупе с тем, что ранее уже были потеряны два гидроплана дальнего действия, а подводникам не удавалось обнаружить каких бы то ни было признаков проходивших конвоев, командир корабля решил повернуть на запад. И примерно в то же время взору вахтенных открылось нечто, не походившее на полярные льды.
Один в поле воин
Близ острова Белуха было обнаружено судно. Им оказался вооружённый ледокольный пароход «Александр Сибиряков».
Советские моряки в свою очередь заметили «Адмирал Шеер», который поначалу идентифицировали как «незнакомый вспомогательный крейсер». Когда же рейдер открыл огонь по пароходу, то его капитан Анатолий Алексеевич Качарава приказал стрелять в ответ, одновременно выставляя дымовую завесу. Шансов хотя бы повредить «карманный линкор» у сторожевика не было, но своим самоотверженным порывом он выиграл время. Несмотря на попытки постановки помех со стороны немцев, пароход успел отправить радиограмму о сложившейся ситуации
Советскому командованию наконец-то стало известно, что на коммуникациях Северного морского пути действует #крейсер противника. Для «Шеера» это не предвещало ничего хорошего, поэтому командир корабля принял решение о прекращении «охоты». И всё же, чтобы не уходить совсем с пустыми руками, крейсер пошёл к порту Диксон.
Неожиданный визит
Замысел был максимально простым: подойти к бухте, расстрелять стоящие в ней суда, перенести огонь на наземные коммуникации и высадить десант для уничтожения целей, до которых не достанет артиллерия. Данных о многочисленном гарнизоне не было, как и о мощной береговой обороне.
И действительно, Диксон был совершенно не подготовлен к атаке столь крупных надводных кораблей противника. Береговые батареи порта были рассчитаны на противодействие малым рейдерам и субмаринам, не более. Но даже те немногочисленные и, прямо сказать, не самые грозные орудия, что находились в составе береговых укреплений, были демонтированы и подготовлены к транспортировке. Так как Диксон считался тыловым портом, а у берегов Новой Земли повысилась активность немецких подлодок, орудия планировалось перебросить туда.
26 августа, примерно через 12 часов после гибели «Александра Сибирякова», поступил приказ на обратную отгрузку орудий и восстановление батарей. Быстрее всех развернула свои позиции батарея №569 под командованием Николая Михайловича Корнякова, так как погрузить её ещё не успели. Состояла она из двух полевых 152-мм гаубиц. Остальные не успевали выгрузить и привести в состояние боевой готовности.
Помимо немногочисленного гарнизона и батарей, 26 августа в порту находились: сторожевой корабль СКР-19, вооружённый четырьмя орудиями калибра 76 мм и ещё четырьмя калибра 45 мм; вооруженный пароход «Революционер» с одним 76-мм орудием и ещё одним 45-мм, а также транспортник «Кара», у которого на борту, по разным оценкам, было от 200 до 500 тонн аммотола. Фактически #город не мог противостоять такому нападению, но, вопреки всему, люди были готовы биться насмерть.
В ночь на 27 августа «Адмирал Шеер» подошёл к гавани Диксона в районе пролива Вега. В 1:37 загремели залпы орудий. Первым под огонь попал СКР-19, направившийся наперерез «Шееру». Сторожевик должен был отвлечь на себя внимание рейдера, одновременно с этим выставив дымовую завесу.
Благодаря его манёвру гавань была успешно закрыта достаточно плотной пеленой дыма, что усложнило ведение прицельного огня с рейдера. Пароход «Революционер» получил всего лишь три попадания, а транспортник «Кара» немцы и вовсе не заметили.
В это же время пришла в готовность 569-я батарея. Последовал быстрый и точный огонь в направлении вражеского крейсера.
Будучи не в состоянии определить место, откуда ведёт огонь береговая батарея и каков её состав, Меендсен-Болькен принял решение отказаться от высадки десанта. Вместо этого он отвёл крейсер от гавани, и, двигаясь вдоль западного побережья острова Диксон, вёл огонь по порту со значительного расстояния. Однако 569-я батарея корабль из вида не потеряла и продолжила вести #огонь даже тогда, когда рейдер уже скрылся за островом.
Около 3:10 «Адмирал Шеер» прекратил стрельбу и ретировался из района. Таким образом защитники Диксона одержали техническую победу. Немецкому крейсеру не удалось потопить ни одного судна: оба были отремонтированы и вернулись в строй спустя всего неделю. Береговая радиостанция возобновила работу через двое суток. Потери составили 7 человек из экипажа СКР-19. На берегу никто не погиб. А сам «Адмирал Шеер» уже 30 августа прибыл в Нарвик.
Финальный акт
Так закончилась операция «Вундерланд». Отсутствие достаточной информации о судоходстве в регионе, недостоверные разведданные, недостаток опыта навигации в условиях крайнего севера, да и попросту суровейший климат полярных краёв свели к нулю шансы немцев на успех. И они это осознали. Запланированную на сентябрь операцию «Доппельшлаг» командование группы «Норд» отменило.
Ну а капитан Вильгельм Меендсен-Болькен за свои злоключения был награждён Рыцарским крестом. В июле 1944 года он дослужился до чина вице-адмирала и стал последним из тех, кто командовал надводными силами Кригсмарине.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS