Так уж получилось, что мандарины в России до поры до времени не росли. Совсем. Не потому что климат неподходящий. Не росли и все. Не было. В Японии были, в Китае тоже. Постепенно расползались по всему миру. Но так уж получилось, что в массовом порядке в Россию их начали завозить со второй половины XIX века.
Еще Иван Гончаров в своем «Фрегате «Паллада» описывал мандарины как редкостную экзотику:
«…Потом целыми грудами лежат, как у нас какой-нибудь картофель, мандарины, род мелких, но очень сладких и пахучих апельсинов. Они еще хороши тем, что кожа отделяется от них сразу со всеми волокнами, и вы получаете плод облупленный, как яйцо, сочный, почти прозрачный…»
Привозили мандарины не то, чтобы много и стоили они около трех рублей за десяток. Это много. Говядина, для примера, стоила около 50 копеек за килограмм. Вкусное было лакомство и появлялось оно зимой, когда других фруктов не было. Но привозное и потому дорогое.
И, может быть, оно так и оставалось бы еще долго привозным и дорогим, но в 1901 году по распоряжению Николая II в Абхазию сослали купца Николая Игумнова. Говорят, что «за оскорбление величия и неблагонадежность». За что мы теперь должны сказать последнему русскому царю большое спасибо.
Сделать это надо потому что Игумнов был человек деятельный и, оказавшись в ссылке, оценив местный климат и его перспективы для садоводства, развернулся. Тем более, что примерно в это же время мандариновые деревья в Абхазии и Грузии стали высаживать и другие садоводы.
В грузинских и абхазских садах мандарины поспевали в декабре. Но так как доставить из Грузии фрукты в то время было все-таки быстрее, чем из Северной Африки через Европу, в тех семьях, кто мог себе позволить потратиться на редкий фрукт, начала появляться традиция украшать рождественские елки обернутыми в фольгу ароматными цитрусовыми.
Потом случилась сначала Великая война, затем революция и всем стало как-то не до мандаринов. Бывший купец Игумнов отправил свою семью в эмиграцию, а сам остался и свое поместье передал Советской власти, оставшись при «Цитрусовом совхозе имени Третьего Интернационала» агрономом. Колхозы и совхозы, в которых выращивали цитрусовые, существовали ни шатко ни валко, пока не получилось так, что во главе коллективизации и грузинской компартии не оказался один молодой человек в характерных очках.
Звали этого молодого человека Лаврентий Павлович и он решил сделать в грузинских колхозах и совхозах ставку на ценные сельскохозяйственные культуры вроде чая, винограда и … цитрусовых. За что все грузины Советского Союза, зашибавшие в дальнейшем на апельсинах-мандаринах тысячи рублей за сезон, должны бы по идее построить Берии и Сталину, который направлял молодого товарища в нужное русло.
Правда, несмотря на то, что на «Съезде Победителей» товарищ Берия доложил:
«…В 1933 г. общий урожай мандаринов в Грузии достиг рекордной цифры, примерно 100 млн. штук. Товарищ Сталин поставил перед нами задачу — в 1937 г. дать не менее полумиллиарда штук цитрусовых плодов стране Советов. Мандарины, лимоны, апельсины, бывшие в прошлом предметом роскоши, доступным буржуазии, теперь должны стать предметом широкого потребления трудящихся Советского Союза…»
мандарины в СССР массовым продуктом ни до войны, ни после войны во времена товарища Сталина так и не стали. В сталинские времена их продавали поштучно, причем цена зависела от размера. И, несмотря на увеличение плантаций, рост урожайности и докладах и том, как мандарины становятся «…предметом широкого потребления…» больше их не становилось, пока СССР в 1958 году не установил с Марокко дипломатические отношения, а с 1963 года не начались поставки цитрусовых с «Той Самой» наклейкой «Maroc».
Впрочем, абхазских мандаринов тоже с каждым годом становилось все больше. Особенно на рынках, где товарищи в кепках, по площади сопоставимых с аэродромами, продавали их в 2-3 раза дороже, чем в магазинах. Но в обычных магазинах «Овощи фрукты» на Новый год мандарины были не всегда и не везде. Поэтому шли, покупали на рынках или довольствовались тем, что положил профком в новогодний подарок для детей, если зарплаты были не слишком большие, чтобы платить на рынке по 3 рубля за кило мандаринов, которые в обычном магазине стоили 1 руб 20 копеек (вроде бы, я, если честно, точно не помню).
Впрочем, в любом случае, мандариновые плантации разрослись и сейчас ближе к Новому году на рынках опять появятся коробки сначала с китайскими (покупайте, это самые что ни на есть абхазские), а потом и на самом деле с абхазскими мандаринами. Хотя, если честно, марокканские все-таки намного лучше, потому что абхазские – как мне кажется, кислые. Все-таки в Абхазии со времен СССР с мандариновыми плантациями ничего кроме уборки урожая толком не делают - выводить новые сорта, заниматься селекцией, на это у нас давно и прочно забили.
---------------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм