В школе на уроках иностранного языка нам часто говорили преподаватели: «Учите слова». Но почему-то никто не объяснял, как правильно это делать. Поэтому мы либо слова зубрили, и они держались у нас в голове до первого теста, либо обладали уникальной памятью, когда стоит лишь пару раз увидеть слово, и оно запоминается автоматически. Я такой уникальной памятью не обладала и поэтому зубрила. И лишь во взрослом сознательном возрасте мне удалось обнаружить, что существуют другие, более эффективные, способы учить слова, которыми я успешно пользуюсь в настоящее время и стараюсь рассказать о них другим людям.
Самый простой и эффективный способ учить слова - повторять их с определенными интервалами.
В конце 19-го века немецкий психолог по фамилии Эббингауз обнаружил, что наша память усваивает материал надежнее, если повторять его через определенные промежутки времени. Конкретные интервалы зависят от того, какое количество времени имеется у вас на запоминание информации.
📌 Укороченный вариант в условиях цейтнота: 20 минут, 8 часов, один день, два дня.
📌 Если время не ограниченно (в этом случае информация запоминается на более долгий срок): полчаса, день, два дня, две недели, два месяца.
На основе этого открытия программисты создали множество программ и приложений для заучивания слов, в которых такие промежутки уже заложены. Вот примеры подобных программ:
Они удобны тем, что вам не придется рассчитывать интервалы и думать о том, когда именно повторять слова, программа сама напомнит об этом. Кроме того, в Memrise и Quizlet есть готовые наборы лексики с озвучкой. Хоть я и не сторонник пользоваться списками, составленными другими людьми, на первом этапе, когда вы только набираете базовую лексику, такие наборы вполне подойдут.
Подробно о том, как работать с подобными программами, и какие у них плюсы и минусы я расскажу в следующий раз.
Для тех, кто с компьютером не дружит, можно организовать интервальные повторения на бумажных карточках. Для этого вам понадобятся карточки, на которых записываются слова: на одной стороне слово, на другой - перевод. На стороне со словом можно ещё записать пример с этим словом, так будет видно, как оно используется в предложении. Далее карточки делятся на группы, в зависимости от того вспомнили ли вы слово из карточки или нет, и от того, когда нужно будет повторить его снова.
Всего должно быть 3 группы:
1 группа: новые карточки или те, что вы знаете плохо.
2 группа: те, что вы знаете удовлетворительно.
3 группа: те, что вы знаете хорошо.
Карточки из группы 1 нужно просматривать каждый день, из группы 2 - два раза в неделю, из группы 3 - один раз в неделю.
Карточки должны перемещаться из одной группы в другую: выучили слово - переложили карточку в группу 2, а потом и в 3, забыли слово из группы 3 - вернули карточку в группу 2, если же не можете вспомнить слово из группы 2, перекладывайте карточку в 1-ю группу.
Можно создать еще и четвертую группу, в которую будут попадать карточки из группы 3, и просматривать ее один раз в месяц, таким образом слова запомнятся еще более прочно и останутся в памяти надолго.
Звучит все это несколько запутанно, да и на практике не все готовы самостоятельно четко отслеживать интервалы. Поэтому я очень рекомендую все же освоить одну из компьютерных программ для этих целей. Тогда вам останется лишь вносить в нее нужные слова и повторять их тогда, когда напомнит сама программа.