По результатам опросов, 55% российских школьников сталкивались с буллингом, при этом треть из них предпочитают никому об этом не сообщать – ни родителям, ни учителям. И это только официальные данные – их приводит уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Как же распознать школьную травлю, и чем помочь ребенку? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.
Что такое школьный буллинг? Виды
Буллинг, или травля – это агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны одного человека или целой группы лиц.
Школьный буллинг можно разделить на 3 основные группы:
Физический. Толчки, пинки, подножки, нежелательные прикосновения, удары.
Психологический. Обидные прозвища, угрозы и запугивания, вымогательство, унижительные жесты и слова, распространение порочащих слухов, порча имущества жертвы.
Социальный. Объявление бойкота, отказ от общения с ребенком, отказ от приглашения в командные игры и задания, совместные трапезы в столовой и т.д.
Особенно распространен сейчас кибербуллинг. Ребенка унижают и оскорбляют в социальных сетях, выкладывают в открытый доступ конфиденциальные данные (в том числе обманом или шантажом полученные интимные/унижающие фото и видео), фальсифицированные данные (например, «поддельные» переписки или обработанные в редакторах фото и видео).
Как понять, что ребенка травят? Признаки
Жертву школьной травли можно распознать по психологическим, социальным и физическим признакам.
Психологические признаки
· Ребенок часто выглядит подавленным, печальным
· Ребенок возвращается из школы в подавленном или раздражительном настроении
· Он стал более тревожным, уступчивым и осторожным
· Он замкнут, необщителен, избегает разговоров о школе и друзьях
· Он часто критикует себя, задает вопросы о себе (например, «А я правда выгляжу толстой?», «А я правда глупый?» и т.д.)
Социальные признаки
· У ребенка нет школьных друзей, он не проводит свободное время в компании
· Он регулярно ищет поводы не идти в школу (жалуется на простуду, головную боль и т.д.)
· Он отказывается принимать участие в школьных мероприятиях или делает все, чтобы их избежать
· У ребенка ухудшились показатели по дисциплинам, которые связаны с групповой работой
· У ребенка постепенно или быстро снизилась успеваемость
· Ребенок стал сбегать с уроков
Физические признаки
· Ребенок часто приносит из школы поврежденные вещи, одежду, канцелярские товары, учебники – а о причинах повреждения говорит неохотно, или отказывается говорить
· У ребенка появляются царапины, ссадины, синяки – и он избегает говорить о причине их появления
· У ребенка появились нервные тики, заикание
· У него ухудшился сон – бессонница, ночные кошмары или, наоборот, повышенная сонливость
· У него изменился аппетит – он отказывается от еды, или, наоборот, стал проявлять повышенный интерес к еде (попытка «заесть» стресс)
· У него участились простудные заболевания и подъем температуры, появились частые боли в голове или животе (такие симптомы могут быть связаны со стрессом)
· У него появляются признаки аутоагрессии – он может сам наносить себе повреждения
Подробнее об аутоагрессии у подростков мы писали здесь.
Вы также можете обнаружить признаки кибербуллинга. Например, ребенку оставляют обидные негативные комментарии в социальных сетях (или он внезапно отключил возможность комментирования, сделал закрытый аккаунт или удалился из соцсетей).
Что делать родителям, если ребенка травят?
В случае школьной травли крайне важна комплексная работа.
Первый шаг – доверительный диалог
У многих родителей в этой ситуации появляется чувство стыда, вины, гнева, бессилия, страха. На фоне этих эмоций вместо сочувствия и поддержки родитель пытается игнорировать происходящее или «обвинить жертву», потому что такое решение кажется более удобным. Например:
Не преувеличивай! Мы все через это проходили, это нормально!
Так почему ты не дал сдачи?!..
Сам виноват, не будь тряпкой!
Ты сама виновата, наверняка неправильно себя ведешь!
Ты слишком мягкая и слабая!
Это крайне плохой подход. Для ребенка родители – наиболее близкие и авторитетные люди. Именно от них он ждет защиты, помощи и поддержки.
Поэтому вместо обвинений и поверхностных советов важно настроить спокойный доверительный диалог. Эти фразы помогут его начать:
Я вижу, что тебе плохо. Я очень люблю тебя и хочу тебе помочь.
Я всегда на твоей стороне и всегда поддержу тебя. Ты можешь честно мне обо всем рассказать. Не бойся – я не сделаю ничего, что бы усугубило ситуацию.
Твои чувства – это важно!
Я тебе верю! Мне очень жаль, что с тобой это произошло!
Это не твоя вина! Ты молодец, что рассказал об этом!
Мы вместе справимся с этой проблемой!
Пообщаться с учителями и трезво оценить ситуацию
Нельзя бросаться к учителям или обидчикам с криками и угрозами, устраивать прилюдные скандалы! Это лишь усугубит ситуацию – ребенка станут травить и бойкотировать сильнее, но более скрытно.
На этом этапе крайне важно сохранять самообладание и постараться выяснить детали. Свяжитесь с классным руководителям и донесите информацию (если они есть, предоставьте доказательства – например, фото царапин и синяков, скрины комментариев, диктофонная запись обзывательств и угроз). Выясните, что известно о конфликте учителям, оцените масштаб травли.
Вы также можете донести информацию школьному психологу и директору школы.
Лучший вариант в этой ситуации – предложить работникам школы провести классный час. На нем важно максимально спокойно и доброжелательно обрисовать ученикам ситуацию с точки зрения жертвы травли – что конкретно чувствует и переживает такой ребенок, к каким последствиям это может привести.
Также стоит предложить ученикам обсудить причины конфликта, узнать мотивацию агрессора. Нелишним будет и акцент на свидетелях травли – почему они поддерживают агрессора или становятся пассивными свидетелями, что они чувствуют и как им себя вести в такой ситуации.
Такая беседа не должна быть «формальной». Крайне важно наладить доверительный диалог с учениками, показать им, что взрослые искренне заинтересованы в оценке и решении проблемы.
Такой разговор – не показательный поиск и наказание «виноватых», а желание разобраться в ситуации и упростить жизнь всем участникам конфликта.
Найти дополнительные варианты социализации
Если ситуация не критична – например, вы видите, что ребенку просто неинтересно общение с одноклассниками, и в этом причина изоляции или конфликтов – стоит задуматься о других вариантах социализации. Например – поговорить с ребенком о том, какое хобби ему по душе, и записать его на интересующую секцию.
Возможно, именно там ребенок сможет найти себе друзей по интересам, станет более общительным и открытым, повысит свою самооценку благодаря новым интересным навыкам. Эти факторы могут, в том числе, улучшить его общение с одноклассниками.
Радикальные меры
Нередко бывает так, что руководство школы не заинтересовано в решении проблемы – например, вашему ребенку отказываются верить, его агрессивно выставляют виноватым в ситуации, учителя покрывают обидчика, предвзято относятся к ребенку, или же сам учитель становится негласным инициатором травли.
Или, например, все усилия руководства не приносят результата – и ребенка продолжают травить или бойкотировать.
В этом случае есть смысл перевести ребенка в другое учебное заведение. И лучше, чтобы оно находилось как можно дальше от прежней школы – чтобы исключить передачу слухов и клеветы между детьми в одном районе.
Детский и подростковый психотерапевт
Работа с психотерапевтом поможет ребенку не только проработать последствия школьной травли, но и предотвратить подобные ситуации в будущем. Как?
Опытный специалист проведет «работу над ошибками» − выявит и устранит те факторы, которые сделали ребенка мишенью для нападок сверстников:
· Научит выстраивать личные границы и защищать их здоровыми способами
· Научит распознавать психологические манипуляции сверстников и защищаться от них
· Поможет выработать стратегию поведения для улучшения взаимоотношений со сверстниками
· Обучит навыкам здорового межличностного общения
· Проработает социальные страхи и комплексы ребенка
· Выяснит и проработает причины низкой самооценки и других факторов риска у ребенка
Другие статьи по теме:
Как в нас формируют низкую самооценку? Рассказывает психиатр
Детские травмы: как они влияют на взрослую жизнь. Рассказывает психиатр
Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
И будьте здоровы!