Жизнь простого человека сложна, но порой она все же спокойнее и счастливее жизни правителя или правительницы страны. По крайней мере, читая лихие истории о дворцовых интригах, постоянно думаешь: оно, конечно, увлекательно, но не хотелось бы оказаться на месте всех этих людей и благополучно лишиться головы на плахе. Мы попросили Евгению Лисицыну рассказать о семи отличных романах, герои которых — короли и султаны, маркизы и наложницы, герцоги и министры.
«Еще одна из рода Болейн», Филиппа Грегори
Филиппу Грегори можно назвать современным Еврипидом без сарказма и пренебрежения. Великий греческий драматург показывал богов, героев и мифических личностей так, словно они обыкновенные люди. Если читать его пьесы сегодня, то в какой-то момент покажется, что ты смотришь выпуск «Мужское/Женское» или «Пусть говорят», только с непривычными именами. Филиппа Грегори проворачивает нечто похожее: главными героями ее любовных романов становятся исторические личности. И вот уже Тюдоры собачатся у нас на кухне — или в спальне, смотря где мы читаем книгу, — а война Алой и Белой розы того и гляди разразится в гостиной.
Романы Грегори многих подсадили на историческую прозу в яркой обертке. Можно долго возмущаться, что она вольно обращается со своими героями и не соблюдает историческую точность, но кого это волнует, коль скоро эмоции такие сильные? В «Еще одной из рода Болейн» появляется любовный многоугольник: монарх, его супруга и две любовницы — Мария Болейн и Анна Болейн. Монарх со скотским равнодушием и дьявольским коварством жонглирует девушками и не стесняется в случае чего использовать их как своеобразную валюту. Супруга вяло чахнет под гнетом дворцовых интриг. Мария прикидывается невинной овечкой, картинно хлопает большими глазами и рассказывает нам всю историю. А Анна — та самая бедовая женщина, которая коня на скаку остановит и в горящий тронный зал войдет. Правда, сперва она сама этого коня в галоп запустит и дворец подожжет.
Любовный роман в красивых исторических декорациях, вот только любят все не друг друга, а власть. Кстати, если вам понравится легкая манера Грегори, то на Storytel есть еще несколько романов от нее же про других персонажей этого многоугольника — и про дворцовые склоки в других сеттингах.
«Вулфхолл, или Волчий зал», Хилари Мантел
Если вам не близок легковесный подход к истории, то можно попробовать взглянуть на династию Тюдоров с другой стороны. Хилари Мантел использует совершенно иной инструментарий, нежели Филиппа Грегори, хотя эпоха та же самая и многие действующие лица — тоже.
Мантел не считает, что дворцовые интриги и обман идут исключительно от любви к власти, брачных перетасовок и страстных искусительниц. «Вулфхолл» тоже повествует о Генрихе Восьмом и Анне Болейн, но фокус уже на интриганах мужского пола, которые ведут свою игру, пока король выясняет, кто ему любовница, а кто — жена. Два Томаса — Томас Мор и Томас Кромвель — пытаются повлиять на короля и Англию. Оба страдают за свои убеждения, оба успевают сделать что-то великое, но один идет путем традиционализма, а другой — по запутанной реформаторской тропке. Впрочем, сестры Болейн тоже в романе появляются не только ради красного словца. Вся эта история в кратком пересказе может звучать скучно, но это лишь на первый взгляд: Мантел невероятно точна в деталях, да и на практике в ее романах все те же интриги, темные делишки и борьба ярких личностей, про которые всегда интересно узнать.
Читайте также: Исторические романы, которые стоит прочитать: выбор Тамары Эйдельман
The Pillars of the Earth by Ken Follett
Англия долгое время не жила спокойно. В двенадцатом веке ее раздирала гражданская война, которая разразилась из-за погибшего наследника престола, а как следствие — яростной борьбы за теплое место на троне.
Наследник, по версии романа, погиб на корабле, который вез материалы для строительства собора в выдуманном городке Кингсбридж. И весь огромный роман мы наблюдаем, как мучительно и медленно этот изначально проклятый собор строится. Меняются поколения, меняются люди, которые его строят, а мы за ними подглядываем и узнаем про старую недобрую Англию. Казалось бы, при чем тут дворцовые интриги? Очень даже при многом.
По некоторым историческим романам может показаться, что вся борьба за престол происходит исключительно в кулуарах — и никто кроме непосредственных участников от нее не страдает. Кен Фоллетт показывает исторических личностей не так подробно, как простых людей, но в судьбах последних мы видим настоящую жизнь. В какой кошмар она превращается, когда на верхушке власти постоянно происходит нездоровая движуха, а до обычных людей и дела никому нет.
Помимо реальных исторических лиц в романе есть и настоящая история строительства собора, пусть он и выступает «под псевдонимом». Это Солсберийский собор. Да-да, время идет, меняются правители в разных странах, а он все стоит, и на него продолжают приезжать любоваться люди из далеких земель.
По традиции британской исторической литературы это тоже начало масштабной трилогии. Даже квадрологии, если считать недавно вышедший приквел. Все части есть на Storytel, не стесняйтесь и начинайте слушать.
«Джейн Сеймур. Королева во власти призраков», Элисон Уэйр
Успели соскучиться по Генриху Восьмому и его беспокойным женам и любовницам? Все под контролем, вот еще один роман. На этот раз про третью жену, хотя про Болейн Элисон Уэйр тоже писала, потому что задалась целью рассказать обо всех женах неугомонного Генриха (а их было шесть). Что поделать, самое горячее времечко, полное интриг, пришлось именно на этого правителя.
Можно прочитать у Элисон Уэйр и другие романы о прочих женах, например тех же Болейн, но у «Джейн Сеймур» есть явные преимущества. Остальные книги по большей части сурово биографичны. Про Болейн писали так много и так часто, что мы можем исторически подтвердить каждый их чих. А вот Джейн Сеймур — большая загадка, поэтому роман получился самый художественный, и автору пришлось немало потрудиться, чтобы додумать все тонкости и собрать все сплетни про малоизвестную девицу. Будьте спокойны, с интригами здесь тоже все в порядке. Джейн вышла замуж за Генриха всего через 11 дней после казни Анны Болейн. Явно нескучная история кроется за такими скоростями.
У Джейн Сеймур необычный образ на фоне других придворных интриганок. Она с детства хотела уйти в монастырь, а потому ее всегда окружал ореол святости и личности не от мира сего. При этом она совершенно точно сыграла какую-то роль и в спешной казни предыдущей жены короля, и мутила воду во дворце, и вообще много чего прятала под личиной святой девы. Если вам будет интересно, то на Storytel можно прочитать и про прежнюю жену Генриха, и про двух следующих за авторством Элисон Уэйр.
Читайте также: Рыцари, сражения и немного детектива: романы в духе Вальтера Скотта
«Узница Шато-Гайара», Морис Дрюон
Невозможно не упомянуть Мориса Дрюона и его цикл «Проклятые короли», если мы говорим о борьбе за престол. Если вы раньше не читали ни одной его книги и боитесь приступать, потому что шесть томов могут отпугнуть даже самого стойкого читателя, то попробуйте начать вот с этого. «Узница Шато-Гайара» не первая, а вторая книга цикла, но это совершенно неважно, потому что нет никаких правил в его чтении. И именно «Узница…» в полной мере демонстрирует и все таланты Дрюона, и все ужасающие злоключения людей, закрученных в воронку французского престолонаследия.
Роман начинается с того, что умирает Филипп Красивый. И как бы он ни был красив, все рады его кончине. Все политически активные граждане быстренько разделяются на два лагеря и начинают строить друг другу козни, а наследник престола ловит какую-то личную особенную атмосферу и невероятно озабочен собственным разводом. Да так, что сажает жену в тюрьму. Страна горит, люди голодают, придворные изводят друг друга, кардиналы хотят под шумок урвать побольше власти, все разваливается на части, а Людовик Десятый полностью погряз в личных проблемах и ни на что больше не отвлекается. Потрясающая атмосфера «бытовухи» во время чумы.
По традиции — если вам понравится этот роман, то на Storytel есть и остальные из цикла, смело ныряйте в любой — и Википедия со статьей по истории средневековой Франции вам больше не понадобится.
«Мария Стюарт», Стефан Цвейг
Мария Стюарт успела за свою жизнь побыть королевой Шотландии, королевой Франции и уже было навострила корону на английский престол, но напоролась на Елизавету, которая тоже не лыком шита. Такая бурная биография не могла не привлекать внимание именитых авторов, так что историю Марии Стюарт описывал сам Стефан Цвейг. Разумеется, не в документальном ключе, а в художественном.
В отличие от историков Стефан Цвейг может позволить себе быть к героине небеспристрастным. Так что Мария Стюарт — это нежнейшая фея, а в интригах вокруг нее виноват кто угодно, только не этот идеал красоты и женственности. Бунты, сражения, восстания и кровавые бани возникают словно из ниоткуда, причина в коварных кукловодах и серых кардиналах. Ну и в Елизавете, само собой.
Увы, история неумолима, так что Цвейг не может ее изменить и сделать из Марии Стюарт полную Мэри Сью, которая торжествующе войдет в хэппи-энд. При всей увлекательности чтения и некоторой его непредсказуемости конец обусловлен историческими фактами. Кому-то в этой истории не сносить головы, даже при скромном и нежном образе. Если вы, конечно, понимаете, о чем я, и хоть немного представляете традиционное завершение большинства придворных интриг.
Читайте также: 6 романов, связанных с историческими событиями
«Роксолана», Павел Загребельный
Тридцать пять часов восточной сладости напоследок. Да, вы угадали, это именно та самая «Роксолана», по которой снят бесконечный сериал про гарем «Великолепный век». Хюррем, если твои зрители не удовлетворены количеством снятых серий, то всегда можно почитать или послушать еще.
Дворцовые интриги возможны и в турецком антураже, был бы подходящий замок и трон. Роман украинского автора — на тот случай, если у вас нет столько времени, чтобы быть в курсе сериала, — рассказывает о простой девушке Роксолане, которую взяли в плен, томили на корабле, а потом продали в гарем Сулеймана Великолепного. И вот тут уже завертелись все интриги и коварства, хотя в книге люди не только ссорятся, мирятся и ходят в красивых одеждах. По большей части персонажи сражаются, пропадают в походах и борются за власть, а Роксолана-Хюррем в это время идет по пути саморазвития. Пока кто-то полагается на силу, она в лучших традициях высокоэффективности и стрессоустойчивости устраняет конкуренток, проявляет харизму, выходит из зоны комфорта, делегирует и пробивается в топ-менеджмент гарема. Где как раз вся власть и сосредоточена, потому что с самого верха так удобно шептать в ушко султану, куда должна двигаться политика Османской империи.
В романе довольно много жестокости и кровавых сцен, а у происходящего изрядная доля условности, но если уж вы взялись изучать сложную тему подковерной дворцовой борьбы, то без восточных ноток не обойтись.
Читайте также
Рыцари, сражения и немного детектива: романы в духе Вальтера Скотта
Рыцарские романы Вальтера Скотта, кажется, давно вышли из моды — сегодня людям уже не так интересно читать про благородных романтических героев. Зато если судить по популярности сериала «Ведьмак» и мемам из паблика Страдающее Средневековье, интерес к Средним векам не угасает — только не к «идеальному», придуманному Скоттом историческому периоду, а к жестокому миру со своими понятиями о чести и морали.