Каждый Учитель находится на своём уровне и может вести ученика до своего уровня. Чтобы ученик смог подняться выше, ему нужно будет найти Учителя более высокого уровня.
Восточная поговорка выражает следующий закон Вселенной или принцип готовности: «Когда готов ученик, приходит Учитель». Мы заблуждаемся, когда думаем, будто сами находим Учителя.
Просто наш запрос на тонком уровне пробуждает некую ответную силу со стороны Учителя, который притягивает нас к себе. Уровень этого Учителя соответствует нашим потребностям и нашей восприимчивости на настоящий момент.
Слава Богу, в наше время для учеников не требуется таких суровых испытаний, как во времена Кабира, когда желающий обучаться духовной практике должен был в течение нескольких лет доказывать свою пригодность, работая для блага всех в ашраме и демонстрируя высокие нравственные качества!
Святой Кабир и раджа-ученик (притча-быль)
Учителя говорят, что сейчас в конце Тёмного века или Кали юги, как это время называют на Востоке, все эзотерические (тайные) знания стали открыты, чтобы человечество быстрее эволюционировало.
А Учителя стали более снисходительно относиться к своим ученикам и проявлять к ним большую милость, понимая, что в целом современные люди в духовном, нравственном, ментальном и физическом отношении намного слабее тех искателей истины, которые жили в прошлом в более благоприятные для самосовершенствования времена.
На первый взгляд это замечательно, что сейчас доступно так много разных практик для саморазвития, различных видов йоги и медитации! Обратной стороной медали является то, что в предлагаемых практиках часто игнорируется важность первых двух ступеней йоги - Ямы и Ниямы.
А ведь они являются основой для любой серьёзной практики, направленной на развитие сознания и внутренней жизни, на освобождение от страданий, как бы эта практика ни называлась.
Многим современным людям кажется чем-то старомодным изучать какие-то нравственные или этические основы, и они считают их анахронизмом, мешающим их свободе.
Из-за этой ошибки многие из тех, кто практикует восточные техники, терпят провал и не могут найти причину этого, которая так проста – это игнорирование правил Ямы и Ниямы! Изучение этих главных принципов йоги очень важно для всех, кто желает обрести физическое, психическое и духовное здоровье!
Современный автор книг по саморазвитию Робин Шарма объясняет смысл очистительной работы над собой так:
«Самое волнующее здесь то, что каждое проявление храбрости, каждое выражение доброты, каждый поступок, говорящий об ответственности перед собой, немедленно вознаграждается.
Каждый раз, когда ты делаешь то, что считаешь правильным, и следуешь собственной истине, а не диктату толпы, с тебя осыпается ещё один слой грязи, покрывающий твоё Истинное Я.
И наружу пробивается и начинает светиться еще одна частица твоей золотой сущности».
Говоря другими словами, ведение нравственной или осознанной жизни ведёт к развитию всех качеств души, а значит к расцвету нашего Высшего Я и к самопознанию.
Кроме общеизвестных основных принципов йоги Ямы и Ниямы также важно знать - а это значит применять на практике - другие важные законы Вселенной и дополнительные принципы йоги, которые мы объединяем термином законы осознанной жизни.
Они тесно связаны с классическими принципами йоги, которые сформулировал родоначальник йоги Учитель Патанджали. Согласно другим первоисточникам йоги эти законы также относятся к основным принципам йоги либо представляют собой более подробное изложение классических принципов йоги.
Однако нам не нужно откладывать нашу практику для развития Высшего Сознания, пытаясь вначале достичь совершенства в практике Ямы-Ниямы. Об опасности такой ошибки предупреждает известный Учитель йоги из Индии Свами Шивананда:
«Яма и Нияма - наиболее важные практики, предваряющие медитацию. Если вы мимо них сразу броситесь к медитации и самадхи, то лишь переломаете себе ноги. Но и ждать вам нельзя. На практику какого-либо одного вида Ямы уйдет целая жизнь!
Поэтому вам необходимо одновременно практиковать Яму-Нияму и заниматься концентрацией и медитацией, пусть вы и не утвердились еще в Яме-Нияме».
Также Свами Шивананда объясняет ценность занятий хатха-йогой, которая подготавливает человека к высшей форме йоги – медитации, а также помогает лучше освоить практику первых двух ступеней йоги – основ осознанной жизни:
«Цель хатха-йоги - это раджа-йога, то есть концентрация, медитация и самадхи. Хатха-йога - это великое подспорье в практике раджа-йоги.
Она устраняет тамас (инертность) и раджас (беспокойство ума и чувств). Она дает возможность легко управлять буйными чувствами.
Тот, кто регулярно практикует асаны и контроль дыхания, очень скоро утвердится в Яме-Нияме».
Яма-Нияма и законы Вселенной - фундамент йоги и любой практики самопознания
• Выполним следующее упражнение.
Выбор учителя – выбор практики
1. Вспомним, каких учителей мы притягивали в свою жизнь на разных её этапах (родители, друзья, преподаватели школы и вуза, авторы и герои любимых книг и фильмов, тренер по фитнесу или йоге и другие).
2. Вспомним, чему мы научились от каждого учителя и поблагодарим каждого из них.
3. Затем подумаем, какого Учителя мы бы хотели «найти» на данном этапе. Чему бы мы хотели научиться? Какими качествами должен обладать наш новый Учитель?
4. Наше сильное намерение начать возвышенную жизнь притянет нас к подходящему для нас на данный момент Учителю.
5. Если у нас есть уже Учитель, и мы удовлетворены своей практикой, продолжаем ею заниматься. Концентрируем своё внимание на всех хороших качествах своего Учителя и стараемся следовать всем его указаниям.
Быть честным перед собой и проявлять волю - важные принципы йоги
В публикации использован материал из моей книги:
Все мои изданные книги: https://ridero.ru/author/raskoshanskii_stanislav_wagsk/