Найти тему

Как родители могут помочь ребенку в подготовке к школе.

Из открытых источников
Из открытых источников

По мнению специалистов, обучаемость ребёнка существенно выше, чем обучаемость взрослого. Э. Торндайк считает, что к трём годам ребёнок проходит уже полпути своего умственного развития. При этом обучение дошкольника происходит главным образом в ходе его общения со взрослыми, его исследовательской и игровой деятельности, т.е. не в специально организованной педагогической ситуации, а в повседневной жизни.

Далеко не все родители считают, что подготовка к школе — это их забота. Многие из тех, чьи дети ходят в детский сад, надеются на воспитателя. Другие — на то, что всё придёт само собой: «вот вырастет и научится». Конечно, педагог ДОО работает с детьми, реализуя поставленные перед ним задачи, — часто самоотверженно, творчески. Но кто лучше, чем родители, знает своего ребёнка? Кто может найти самый эффективный подход к нему? Кто может проявить любовь и терпение? Родители! Поэтому задача педагога — сделать их своими союзниками и убедить в том, что именно в семье и может идти главная подготовке к школе.

Родители, в свою очередь, зададут вопрос: когда же нам заниматься? Ведь очень многие мамы и папы работают. У них совсем нет свободного времени для занятий.

Когда же? Наш с вами ответ: «Всегда, когда вы дома!» Повседневно, ежечасно. Вечером, в выходные.

1. Не отмахивайтесь от детских «почему», «отчего», «зачем», «как». Не ленитесь разъяснить, показать, обратить внимание малыша. Например, в процессе общения во время совместного «дела». Вы идёте в магазин. В том числе и за молоком. Старший дошкольник, скорее всего, знает, что «даёт молоко корова». Но образовался прекрасный повод поговорить о том, что такое молочные продукты — кефир, творог, сметана; чем они полезны; что из них можно приготовить. Вы едете с ребёнком за город — появился повод вспомнить об овощах и фруктах; обратить внимание на то, как они растут, где; показать и потрогать на грядках, в саду, попробовать на вкус; вспомнить цвета и оттенки, размер; назвать времена года. Вспомнить «к слову» и об экзотических фруктах, а потом при случае показать их изображения на картинках в книгах; поговорить о различных видах климата, условиях роста растений. Если был опыт, вспомнить поездки в другие страны, связав их с темой разговора. В дальнейшем купить «раскраски» с изображениями предметов, о которых говорили. При раскрашивании же заняться не только рисованием, но и обобщением, классификацией, группировкой предметов.

2. Использовав для развития ребёнка сложившуюся жизненную ситуацию, не останавливайтесь. Вы только ещё на полпути. Вернулись из леса, парка — попросите ребёнка нарисовать или вылепить из пластилина то, что он видел во время прогулки, что больше всего запомнил. Разберите, что общего и чем отличаются выбранные им предметы. Например, ребёнок нарисовал (вылепил) гриб. Расскажите ему о том, как грибы заготавливают на зиму люди, как готовит их для себя белка. Таким образом, у ребёнка будет не только формироваться целостная картина мира, но и развиваться наблюдательность, воображение, память, внимание и, конечно же, мелкая моторика.

3. Необходимые знания ребёнок получает и в процессе активной деятельности.
Не удивляйтесь и не ругайте его, если он пытается разобрать игрушку, пусть даже новую. Не отмахивайтесь от желания взбить омлет, пощупать и раскатать вместе с вами тесто, помочь в «общении» с пылесосом, стиральной машиной. Всё это для ребёнка — экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий. Именно исследовательская деятельность — один из путей познания.

4. Огромное впечатление на дошкольника и его дальнейшее «продвижение» к познанию окружающего мира оказывает посещение театра, музея, библиотеки, выставки. Каждое из них — призыв к новым знаниям. Несмотря на все сложности, связанные с участием в мероприятиях в данный момент, не упускайте, пожалуйста, время! Потом может быть поздно.

5. Важным источником знаний, механизмов развития познавательной деятельности для ребёнка являются разного рода дидактические игры. Найдите полчаса, поиграйте вместе. Пусть ребёнок «умнеет» в игре, учится взаимодействовать с вами как с партнёрами, учится проигрывать и радоваться победам!

Таким образом, время для подготовки к школе смогут найти даже самые занятые родители!

Е.Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий.