Никто с таким искренним состраданием и любовью не оплакал человека, как Моцарт в своей "Лакримозе". В этой музыке такая концентрация неизбежности, горькой печали и красоты, что веришь с первых звуков: "Лакримозой" он попрощался с этим миром.
"Лакримоза" - это одна из частей Реквиема Моцарта (седьмая) - последнего и незаконченного произведения Моцарта. Об интригующих обстоятельствах его создания и о том, что произошло с его рукописью после смерти композитора, в этой статье 👇
⭐Почему Реквием Моцарта - это не просто музыка
"Лакримоза" завершает раздел Реквиема, в котором говорится о Страшном Суде.
В переводе с латинского lacrimosa означает "слёзный", и текст в ней такой:
Слёзный день наступит,
Когда восстанет из праха
Грешник, и будет он судим.
Так пощади же его , Боже ,
Милосердный Господе Иисусе!
Даруй ему покой.
Аминь .
Она звучит после очень страшной, почти демонической музыки шестого номера - 👉Confutatis, где Моцарт, кажется, заглядывает в саму смерть. И когда из наступившей тишины начинается музыка "Лакримозы" с мотивами капающих слёз у скрипок, комок в горле совершенно неизбежен.
Первым заплакал под "Лакримозу" сам Моцарт.
Слёзы "Лакримозы"
Об этом рассказывалось в публикации одной из венских газет (1827 год), в некрологе, посвящённом смерти одного из друзей Моцарта, тенора Бенедикта Шака (вероятно, автор некролога опирался на его воспоминания).
"Накануне своей смерти Моцарт приказал принести партитуру Реквиема к себе в постель. Было два часа дня. Сам он пел партию альта, Шак, друг семьи - сопрано. Хофер, зять Моцарта, взял на себя бас, а тенором пел Герл. Как только они начали первые такты "Лакримозы", Моцарт горько заплакал и отложил ноты в сторону. Одиннадцатью часами позже, в час ночи (5 декабря 1791 года) он ушёл из этой жизни".
Эти самые первые такты "Лакримозы" стали последними в Реквиеме Моцарта и в его жизни тоже. Больше он не написал ни одной ноты.
"Лакримоза" так и осталась в виде маленького незаконченного фрагмента в восемь тактов. Это меньше минуты звучания. Два такта вступления оркестра и шесть тактов хора без сопровождения (не считая нескольких нот виолончелей и контрабасов).
Вот всё, что успел написать Моцарт в "Лакримозе":
Эти восемь тактов - именно то, что так потрясает нас в "Лакримозе".
Сначала капающие горькие слёзы у скрипок, потом "оплакивающие" возгласы хора и сразу за ними - на слова "восстанет из праха грешник и будет он судим" - роковые шаги всё выше и выше, навстречу неминуемой каре господней.
Послушать, как звучат эти восемь тактов, можно 👉здесь.
Кто продолжил "Лакримозу"?
Известно, что вдова Моцарта сразу после его смерти стала искать человека, который мог бы довести недописанную партитуру до конца - ей нужно было срочно продать Реквием заказчику.
Первый, к кому она обратилась, был хороший знакомый Моцарта - Йозеф фон Эйблер. Он взялся за эту работу, но когда дошёл до "Лакримозы", отказался. Это его рукой приписаны два такта мелодии в самом конце рукописи - не очень удачное продолжение (см. на картинке выше).
В итоге Реквием привёл в законченный вид помощник и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер. Он проделал грандиозную работу по реконструкции того, что Моцарт записал не полностью, и дополнил Реквием тремя частями собственного сочинения (Sanctus, Benedictus Agnus Dei).
Сам Зюсмайер, а также вдова Моцарта и его невестка утверждали, что перед смертью именно ему композитор давал указания насчёт Реквиема. Кроме того, широко популярна гипотеза (ничем, правда, не подтверждённая), что он пользовался какими-то другими эскизами своего учителя.
Что касается конкретно "Лакримозы", то в наброске Моцарта Зюсмайер дописал оркестровое сопровождение к хору, и дальше развил музыкальные мысли своего учителя, приписав к восьми тактам ещё 22.
В его редакции "Лакримоза" рвёт сердце любителям музыки уже больше двухсот лет.
"Лакримоза"-2, "Лакримоза"-3...
Но в отличие от публики, которой в этой "Лакримозе" нравится каждая нота, в музыкальной среде всё эти двести лет выдвигались серьёзные претензии к работе Зюсмайера. Считается, что он допустил много ошибок в оркестровке, форме и голосоведении.
Примерно с середины 20 века музыканты от претензий в адрес Зюсмайера перешли к делу и стали дописывать Реквием Моцарта по-своему. Сегодня стало хорошим тоном исполнять его в обновлённых вариантах.
⭐ Кто написал Реквием Моцарта?
Теперь в концертных залах и на CD звучат одновременно несколько разных Реквиемов и несколько разных "Лакримоз" Моцарта - от немного исправляющих хрестоматийную партитуру Зюсмайера до заново переписанных. Их объединяет только то, что начинаются они с тех самых начальных восьми тактов, написанных рукой великого композитора.
Вот, например, самая радикальная "Лакримоза" в редакции английского математика и музыковеда Ричарда Маудера. Здесь совершенно новое продолжение эскиза Моцарта. Этот вариант в два раза короче привычной нам "Лакримозы"- вместо пяти минут всего две с небольшим.
Ещё одна версия с совершенно другой музыкой принадлежит Дункану Дрюсу - английскому музыкальному критику и скрипачу-аутентисту. Его "Лакримоза" тоже короткая. Но зато она имеет продолжение в виде хоровой фуги (Amen). Моцартовский набросок с её началом был относительно недавно обнаружен в архивах.
Эту фугу тоже "дописали" и теперь часто включают её в Реквием (у Ричарда Маудера она тоже есть).
"Лакримоза", да и весь Реквием теперь стали чем-то вроде музыкального трансформера, из которого каждый пытается создать что-то своё.
Но как человека мы узнаём по лицу, так и "Лакримозу" мы узнаём по её первым восьми моцартовским тактам. Так что, кто бы её не дописывал, Моцарт имеет полное основание поставить под этой музыкой свою подпись.
Это фрагмент из моей книги (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"
Для читателей Культшпаргалки в книжном 👉интернет-магазине "Читай-город" с 14 по 21 февраля скидка 20% по промокоду - КУЛЬТШПАРГАЛКА
Всё о Моцарте 👉 здесь