Инсайдер HiPO и диетолог Ольга Давыдова рассказала, как фанатичное увлечение правильным питанием приводит к повышенной тревожности, стрессу, проблемам в общении и даже физическим последствиям.
В 1997 году ученый Стивен Брендман ввел новый термин: «нервная орторексия». Это одна из проблем пищевого поведения, связанная с повышенным вниманием к качеству еды. Для орторексии характерно навязчивое стремление к здоровому питанию и контролю рациона.
Этот диагноз не прописан ни в одном классификаторе болезней, и официально его не существует. Однако медики уже предложили внести орторексию в перечень психических расстройств. Это распространенная ситуация: анорексия и булимия ранее тоже не считались заболеваниями, но после нескольких лет изучений все-таки были внесены в МКБ. Поэтому можно ожидать, что вскоре орторексия пополнит этот список.
При орторексии человек включает в свой рацион только те продукты, которые считает полезными. В особо сложных случаях происходит отказ от приготовления пищи и любой термической обработки (важно не путать это расстройство с осознанным сыроедением).
Признаки нервной орторексии:
- тщательное планирование ежедневного меню без возможности отклонения от него;
- часто полное исключение из рациона углеводов, даже медленных;
- параноидальное изучение состава продуктов и влияния каждого ингредиента на организм. То есть человек не просто читает этикетку, но еще и пытается выяснить, что будет с его телом, какие произойдут реакции;
- полный отказ от вкусностей, которые причисляются к разряду «вредных», даже от любимых. И переход на условно «полезную» пищу, не приносящую удовольствия;
- навязчивые размышления о вредных продуктах, здоровом питании и образе жизни в целом;
- отказ от еды в гостях, кафе и на работе. Человек с орторексией ест либо дома, либо только то, что он принес с собой в контейнере.
Один из главных симптомов орторексии — отсутствие удовольствия от выбранной полезной пищи. Почувствуйте разницу: вы можете есть зеленый салат на ужин, потому что для вас это вкусно, или же заставлять себя есть этот же салат, хотя на самом деле вам хочется котлету с пюре.
Чем орторексия отличается от других видов РПП
При анорексии у человека появляется маниакальное желание сбросить вес, нарушается восприятие своего тела. В периоды голодания он полностью отказывается от еды, пока не увидит снижение массы тела на весах. Это расстройство может длиться годами, а время от времени его заменяет компульсивное переедание или булимия.
Зачастую у людей, склонных к орторексии, нет цели похудеть. Они не изнуряют себя голоданием, а, напротив, «правильно питаются» по своему графику. С точки зрения физического здоровья все может быть нормально, однако ментальное благополучие при этом страдает.
Как развивается орторексия
Опасность орторексии в том, что подобное поведение социально одобряется и даже может вдохновлять. Например, вы съели торт и испытываете легкое чувство вины, затем заходите в инстаграм и видите блогера, у которого в тарелке всегда овощи и соблюден баланс КБЖУ. И по вечерам он не ест, и кофе не пьет, и мороженым не балуется… Вы думаете: «Как здорово, я тоже хочу быть таким».
Многие психологи считают, что орторексия распространяется «цифровым путем» через социальные сети. Больше всего этому подвержены подростки, чья психика более подвижна, профессиональные спортсмены и люди с заниженной самооценкой.
Орторексия помогает выделиться из толпы. Человек живет в своем отдельном мире и через это расстройство взаимодействует с внешним миром. Он чувствует себя особенным, видит восхищение других. Кто-нибудь обязательно заглянет в контейнер с его едой и похвалит: «Какой ты молодец, всегда правильно питаешься. Я так не умею».
Зачастую орторексия начинается с благих намерений. Например, человек хочет полностью отказаться от фастфуда, сахара или молочных продуктов. Казалось бы, нет ничего плохого в стремлении к здоровому питанию и заботе о себе. Однако некоторые люди теряют контроль и чувство меры. В отличие от анорексии, при которой у человека есть одна цель — увидеть конкретную цифру на весах, к орторексии приводит цепочка различных решений: сначала человек не ест ничего сладкого, потом решает исключить из рациона любые углеводы, затем часами выбирает продукты в магазине, изучая их состав, потом приходит к выводу, что в ресторане ничего есть нельзя, и так далее.
Еще одна из причин орторексии — какое-то заболевание, которое человек долгое время не может вылечить с помощью доказательной медицины. Тогда он начинает искать другие способы помочь организму, экспериментирует с едой, постепенно исключает из рациона те или иные «вредные» продукты.
Сейчас модно сдавать генетические тесты, по результатам которых люди получают рекомендации и по питанию. Иногда это тоже вызывает желание слишком тщательно контролировать рацион.
В России пока нет заметного тренда на экстремальный ЗОЖ — нервная орторексия чаще встречается в США и странах Западной Европы. Думаю, что через несколько лет мы тоже с этим встретимся. За семь лет работы у меня было всего пять-шесть клиентов, которые маниакально следили за своим питанием.
Одна клиентка постепенно отказалась вообще от всего, что казалось ей вредным или приводящим к набору веса. Она не ела даже орехи, потому что решила, что именно от них появляются высыпания на коже. О молочке, углеводах или бобовых и речи не шло. У нее пропала менструация, потому что питание было скудным, энергообмена не хватало на поддержание нормальной работы организма. Я настояла на том, чтобы эта девушка срочно обратилась к врачу.
Чем опасна нервная орторексия
Человек, уделяющий слишком много внимания полезности своего рациона, находится в постоянной тревоге. Если же он все-таки съел что-то «неправильное», его мучает чувство вины, уровень стресса становится критическим.
Постоянное планирование приемов пищи и закупка скоропортящихся продуктов также отнимают очень много энергии. Большой проблемой становятся поездки. Что съесть в аэропорту? А будет ли в отеле нормальная еда? А из каких продуктов готовят в этой стране? Все эти вопросы вызывают беспокойство и иногда даже заставляют отказаться от путешествия.
Но главное — орторексия ограничивает социальные контакты. Еда — это не просто способ насыщения организма необходимыми микроэлементами. С помощью еды люди общаются и взаимодействуют, это важный социальный инструмент. Человек, маниакально следящих за своим питанием, реже общается с друзьями, ему некуда сходить, он начинает чувствовать себя одиноким и непонятым.
Поэтому я всегда выступаю за то, чтобы мои клиенты даже в период активного снижения веса ходили в кафе и рестораны, выбирали там оптимальные для себя блюда, общались с друзьями и жили полной жизнью.
Еще одна проблема этого расстройства — дефицит калорий. Люди с орторексией пытаются контролировать объем калорий, но чаще всего стремление есть только «полезные» продукты приводит к дефициту нутриентов и нехватке энергии. В итоге портятся ногти, кожа, волосы, нарушается общее функционирование организма.
Что с этим делать
Есть один положительный нюанс. По моему опыту могу сделать вывод, что люди с орторексией чаще всего слышат тебя и готовы следовать профессиональным рекомендациям, в отличие от тех, кто страдает анорексией и булимией, могут вести диалог и адекватно воспринимать информацию.
Поход к психологу никогда не бывает лишним, однако человеку с орторексией иногда достаточно пообщаться с хорошим диетологом или нутрициологом, разобраться с влиянием продуктов на организм и раз и навсегда уяснить: еды бояться не нужно.
Причиной орторексии зачастую становится перенасыщение противоречивой информацией, найденной где-то в соцсетях. Поэтому не нужно ориентироваться на блогеров и красивые инстаграмы подруг, отправляйтесь к специалисту по питанию — он вам поможет.