Подготовка годовой отчетности всегда отнимает много времени и иногда доводит бухгалтеров до нервного срыва. Часто директор не готов принять бухгалтерскую отчетность сразу, указывая на то, что денег нет, а в отчетности у нас прибыль. Подготовить отчет, который устроит и директора, и налоговую - настоящее искусство.
Чтобы подготовка отчета за 2021 году не стала форс-мажором, важно правильно распределить свое время и еще до составления баланса и налоговых деклараций разработать план и четко ему следовать.
Как подготовится к отчету за 2021 году
Прежде чем составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность, нужно проверить все исходные данные, наличие документов и учет операций, которые формируют как бухгалтерские показатели, так и налоговую базу, доходную и расходную части в налоговых декларациях.
Этап 1
Проверить наличие первичных документов и собрать недостающие документы
Проверку можно провести, предварительно просмотрев ежемесячные расходы. Если где-то есть большие отклонения, нужно выявить их причину. Проверку можно провести по обороткам расходных счетов.
Если расходы серьезно сократились или выросли, бухгалтерия должна знать, почему. Возможно, не все документы поступили в бухгалтерию, тогда настоящую причину установить не получится. Поэтому проверьте, все ли документы вы получили. А затем, либо запросите недостающие документы у контрагентов, либо озадачьте этой проблемой менеджеров компании, если они отвечают за подготовку документов и документооборот.
Имейте в виду, что в 2021 году добавили новый реквизит в путевые листы и изменили форму транспортной накладной. Эти документы необходимы для принятия в расходы транспортных и экспедиционных затрат.
Этап 2
Провести инвентаризацию активов и обязательств фирмы
Этим этапом многие пренебрегают и проводят инвентаризацию формально. Это простительно для малого бизнеса с небольшим количеством ежемесячных операций. Но средние и крупные компании не должны относится к инвентаризации «спустя рукава». Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств компании.
Любую недостачу бухгалтерам лучше всего выявить своевременно, чтобы не брать на себя ответственность за других, это во-первых, а во-вторых - получить возможность учесть убытки и не переплачивать налоги.
Торговым компаниям вообще сложно работать без регулярной инвентаризации. С вводом маркировки товаров и системы прослеживаемости значение инвентаризации резко выросло.
Не забывайте проверить заемные средства и резервы. Ситуации могут быть разные.
Как бы директор не обвинил бухгалтерию в том, что из-за недосмотра сотрудник не вернул выданный ему займ. И по любой сомнительной дебиторке директор потребует объяснений от главбуха – почему вовремя не перевели в безнадежную и не списали и завысили доходы.
Годовую инвентаризацию проводят в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. К назначенной дате бухгалтер должен успеть подготовить документы для инвентаризационной комиссии.
Этап 3
«Пройтись» по всем изменениям в налоговом и бухгалтерском законодательстве
В 2021 году были приняты изменения, которые позволяют списать в расходы больше затрат.
Например, некоторые запасы в бухучете по-новому ФСБУ 5/2019 можно списывать на финансовый результат сразу. И в правилах расчета налога на прибыль появились выгодные поправки - отдельные суммы можно не учитывать в доходах или, наоборот, учитывать в расходах. В 2021 году выгодные изменения приняты в связи с инвестиционным вычетом и отраслевыми льготами.
То, что у вас какие-то цифры «не идут», вы могли увидеть и исправить еще на первом этапе подготовки. А на этом этапе нужно проверить, все ли выгодные изменения вы учли.
Этап 4
Проверить расчеты с персоналом
У компании, в принципе, не должно быть долгов по зарплате перед работниками. Это грозит серьезными штрафами.
В 2021 году стоит обратить внимание на то, что инвентаризацию резерва на выплату годовой премии можно провести после окончания налогового или отчетного периода, но до момента сдачи налоговой декларации. Разницу можно включать в состав внереализационных доходов или расходов отчетного (налогового) периода, а не первого квартала текущего года. Это позволит не переплачивать налог на прибыль.
На этом этапе имеет смысл проверить средний уровень зарплаты работников за год и сверить свой показатель со среднеотраслевым. Если ваши зарплаты окажутся существенно ниже, весьма вероятен вызов на зарплатную комиссию.
Этап 5
Внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки
Если в ходе проверки или инвентаризации вы выявили недочеты, придется внести исправления в учет.
Для исправлений ошибок бухучета руководствуйтесь специальным ПБУ 22/2010. А порядок исправления налоговых ошибок другой, причем в 2021 году появился новый подход, который, если его проигнорировать, может привести к неприятностям.
Легко проверить свою бухгалтерию и исправить ошибки вы можете с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера» на сайте www.berator.ru
Этап 6
Провести реформацию баланса
Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете отразят последний факт хозяйственной жизни фирмы.
Этап 7
Отразить события после отчетной даты
Примерный перечень таких событий приведен в приложении к ПБУ 7/98.
События, возникшие на отчетную дату, отражают в балансе, отчете о финансовых результатах и других формах бухгалтерской отчетности. Данное правило действует, если события являются для фирмы
События, возникшие после отчетной даты в «главных» формах годовой отчетности, не отражают. Например, решение о выплате дивидендов. Бухгалтеру достаточно включить информацию о них в пояснения к годовой бухгалтерской отчетности, указав характер события и сумму, в которую его оценивают.
Этап 8
Пользоваться проверенной профессиональной информацией от экспертов
Бухгалтеру необходим инструмент, чтобы не совершать ошибок в своей работе, и иметь возможность быстро находить ответ, даже на самый сложный бухгалтерский вопрос.
С этими задачами легко справляется бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера», с которым вы сможете вести бухгалтерию спокойно.