Найти тему

Молодёжь не смотрит советское кино. Почему?

Оглавление

Разберём, как современное интернет-пространство и постмодерн загубили интерес к отечественному, а в особенности, советскому кино.

Поводом для написания статьи стал вот этот выпуск своей игры на ютуб канале "KinoSecret", в котором принимали участие подкастеры. Меня шокировало, что люди, которые должны знать в два-три раза больше, чем обычный человек, не знают элементарных реалий о советском и российском кино. Почему так происходит? Это же наше родное, о нас с вами, а не о Джонах из-за бугра, почему молодёжь перестала смотреть советское кино?

На самом деле, на эту тему можно написать целое исследование, которое корнями будет уходить в 80-е и затрагивать разные сферы нашей жизни, но я попытаюсь ответить на поставленный вопрос максимально сжато.

Для начала надо ответить на вопрос: зачем вообще люди смотрят кино?Чтобы отдохнуть. Для кого-то кинематограф - это работа или духовный поиск, но для большинства просмотр чего-либо аудиовизуального (фильма, сериала, ютуба, тик-тока) - это вид досуга.

Контент, который человек смотрит, обычно выбирается по принципу удовольствия. Так, для просмотра мы выбираем полюбившийся сериал или развлекательный ютуб-канал с привычным качеством, сеттингом и темами. Но бывает, хочется, посмотреть именно оригинальный фильм, а не сериал, тогда проблема выбора становится сложнее. Разрешить её нам помогает комплекс критериев:

  • система жанров. Мы выбираем жанр в зависимости от настроения и чувства, которое хотим испытать;
  • система звёзд. Мы выбираем фильм с полюбившимся актёром или актрисой, или фильм, снятый любимым автором;
  • реклама, тренды, рейтинги. Этот пункт включает в себя тренды в тик-токе, реклама на ютубе, топы блогеров, рейтинг Кинопоиска, в общем, весь тот информационный фон, который формируется в интернете. Вся эта "шумиха" заставляет хотеть посмотреть тот или иной фильм.
  • личная рекомендация.

И так исторически сложилось, что все эти 4 пункта в данный момент связаны поп-культурным вакуумом, в котором мы с Вами оказались.

Поп-культура - это сильный идеологический инструмент, с помощью которого США завладели нашими умами. Хотим мы этого или нет, но мы живём в поп-культурном вакууме, пробить который чрезвычайно сложно. Для этого нужны силы, время, а главное интерес. Всё, что за пределами вакуума - это эксперимент, это риск отойти от принципа удовольствия.

Наш бешеный мир вертится с бешеной скоростью, обыватель не часто смотрит фильмы, соответственно времени на эксперимент у него не остаётся.

А советский фильм - это и есть эксперимент. Это слепок другой, малоизведанной реальности, это другой темпоритм, это другие ценности, другие звёзды, которых мы не знаем. В конце концов, после просмотра нужно будет подумать, и не факт, что неокрепший мозг выйдет победителем в битве с мыслями. И как тогда выбрать продукт, в котором ты не ориентируешься? Для точного выбора нужно изучать эпоху, а где взять на это время? И самое главное, где взять интерес к кинематографу эпохи, которую так нещадно критикуют современные медиа? Или наоборот возносят до небес, что аж тошно. Знаю, что у некоторых отторжение советского кино идёт от навязывания его родителями.

Женя Лукашин пытается выбрать фильм на вечер
Женя Лукашин пытается выбрать фильм на вечер

Что тогда остаётся делать? Ну остаётся тогда смотреть "Венома" или другую шляпу, которую рекламируют из каждого утюга.

А почему рекламируют? Потому что нам это интересно. А почему интересно? Потому что нам это рекламируют. В этом и проблема поп-культурного вакуума. Этот замкнутый круг очень сложно разорвать. Блогеры не могут рисковать заработком ради просвещения и продвижения отечественного кино. Поэтому весь ютуб сейчас заполнен обзорами, разборами, вычислениями тайных смыслов, но всё это на Голливудском материале. Масла в огонь ещё подливают и такие лидеры мнений, как Бэдкомеан, который делает обзоры на отдельные фильмы, но в массах идёт обобщение его мнения на всё российское кино. Российское синоним отечественного, а советское - это тоже отечественное.

Сложность поп-культурного вакуума ещё и в том, что он затягивает, как воронка, а по своей структуре напоминает клубок ниток. Современный постмодернистский фильм или обзор какого-то блогера сшит из разных частей, как Франкенштейн. Здесь отсылка к этому явлению, здесь вставлен кадр из этого фильма или сериала, а здесь сделан оммаж этой сцене. Так, фильм или обзор превращается в закодированное послание, а чтобы его декодировать надо тянуть за ниточки. Исследование оригинала, к которому сделана отсылка, позволяет лучше понять/прочувствовать сказанное автором или глубже оценить его иронию. Но за одной ниточкой вылазит вторая, а за ней следующая, и приходится идти вглубь истории поп-культуры. Это вызывает интерес, становится знакомым и приятным, и вот ты уже погружён в систему жанров и звёзд.

Интертекст Тарантино - особое искусство
Интертекст Тарантино - особое искусство

К сожалению, в 90-е мы проиграли Голливуду информационную войну за крутость. И никакие протекционистские меры здесь не помогут. Для молодёжи "государственное" - синоним слова "некачественное", "плохое", поэтому всё, что будет насаждаться сверху будет вызывать отторжение. Спасёт положение только качественный всплеск зрительского кино. Те же сериалы, о которых я писал раньше. Интерес к российскому кино разогреет интерес и к советскому. Как? Те же самые ниточки, только в другом направлении.

А как вы считаете, почему молодёжь не смотрит советское и российское кино?? Очень интересно почитать Ваше мнение в комментариях. В чём причины этого явления?

Не забывайте подписываться на канал, а я в ответ продолжу радовать своими мыслями.