Разберём, как современное интернет-пространство и постмодерн загубили интерес к отечественному, а в особенности, советскому кино.
Поводом для написания статьи стал вот этот выпуск своей игры на ютуб канале "KinoSecret", в котором принимали участие подкастеры. Меня шокировало, что люди, которые должны знать в два-три раза больше, чем обычный человек, не знают элементарных реалий о советском и российском кино. Почему так происходит? Это же наше родное, о нас с вами, а не о Джонах из-за бугра, почему молодёжь перестала смотреть советское кино?
На самом деле, на эту тему можно написать целое исследование, которое корнями будет уходить в 80-е и затрагивать разные сферы нашей жизни, но я попытаюсь ответить на поставленный вопрос максимально сжато.
Для начала надо ответить на вопрос: зачем вообще люди смотрят кино?Чтобы отдохнуть. Для кого-то кинематограф - это работа или духовный поиск, но для большинства просмотр чего-либо аудиовизуального (фильма, сериала, ютуба, тик-тока) - это вид досуга.
Контент, который человек смотрит, обычно выбирается по принципу удовольствия. Так, для просмотра мы выбираем полюбившийся сериал или развлекательный ютуб-канал с привычным качеством, сеттингом и темами. Но бывает, хочется, посмотреть именно оригинальный фильм, а не сериал, тогда проблема выбора становится сложнее. Разрешить её нам помогает комплекс критериев:
- система жанров. Мы выбираем жанр в зависимости от настроения и чувства, которое хотим испытать;
- система звёзд. Мы выбираем фильм с полюбившимся актёром или актрисой, или фильм, снятый любимым автором;
- реклама, тренды, рейтинги. Этот пункт включает в себя тренды в тик-токе, реклама на ютубе, топы блогеров, рейтинг Кинопоиска, в общем, весь тот информационный фон, который формируется в интернете. Вся эта "шумиха" заставляет хотеть посмотреть тот или иной фильм.
- личная рекомендация.
И так исторически сложилось, что все эти 4 пункта в данный момент связаны поп-культурным вакуумом, в котором мы с Вами оказались.
Поп-культура - это сильный идеологический инструмент, с помощью которого США завладели нашими умами. Хотим мы этого или нет, но мы живём в поп-культурном вакууме, пробить который чрезвычайно сложно. Для этого нужны силы, время, а главное интерес. Всё, что за пределами вакуума - это эксперимент, это риск отойти от принципа удовольствия.
Наш бешеный мир вертится с бешеной скоростью, обыватель не часто смотрит фильмы, соответственно времени на эксперимент у него не остаётся.
А советский фильм - это и есть эксперимент. Это слепок другой, малоизведанной реальности, это другой темпоритм, это другие ценности, другие звёзды, которых мы не знаем. В конце концов, после просмотра нужно будет подумать, и не факт, что неокрепший мозг выйдет победителем в битве с мыслями. И как тогда выбрать продукт, в котором ты не ориентируешься? Для точного выбора нужно изучать эпоху, а где взять на это время? И самое главное, где взять интерес к кинематографу эпохи, которую так нещадно критикуют современные медиа? Или наоборот возносят до небес, что аж тошно. Знаю, что у некоторых отторжение советского кино идёт от навязывания его родителями.
Что тогда остаётся делать? Ну остаётся тогда смотреть "Венома" или другую шляпу, которую рекламируют из каждого утюга.
А почему рекламируют? Потому что нам это интересно. А почему интересно? Потому что нам это рекламируют. В этом и проблема поп-культурного вакуума. Этот замкнутый круг очень сложно разорвать. Блогеры не могут рисковать заработком ради просвещения и продвижения отечественного кино. Поэтому весь ютуб сейчас заполнен обзорами, разборами, вычислениями тайных смыслов, но всё это на Голливудском материале. Масла в огонь ещё подливают и такие лидеры мнений, как Бэдкомеан, который делает обзоры на отдельные фильмы, но в массах идёт обобщение его мнения на всё российское кино. Российское синоним отечественного, а советское - это тоже отечественное.
Сложность поп-культурного вакуума ещё и в том, что он затягивает, как воронка, а по своей структуре напоминает клубок ниток. Современный постмодернистский фильм или обзор какого-то блогера сшит из разных частей, как Франкенштейн. Здесь отсылка к этому явлению, здесь вставлен кадр из этого фильма или сериала, а здесь сделан оммаж этой сцене. Так, фильм или обзор превращается в закодированное послание, а чтобы его декодировать надо тянуть за ниточки. Исследование оригинала, к которому сделана отсылка, позволяет лучше понять/прочувствовать сказанное автором или глубже оценить его иронию. Но за одной ниточкой вылазит вторая, а за ней следующая, и приходится идти вглубь истории поп-культуры. Это вызывает интерес, становится знакомым и приятным, и вот ты уже погружён в систему жанров и звёзд.
К сожалению, в 90-е мы проиграли Голливуду информационную войну за крутость. И никакие протекционистские меры здесь не помогут. Для молодёжи "государственное" - синоним слова "некачественное", "плохое", поэтому всё, что будет насаждаться сверху будет вызывать отторжение. Спасёт положение только качественный всплеск зрительского кино. Те же сериалы, о которых я писал раньше. Интерес к российскому кино разогреет интерес и к советскому. Как? Те же самые ниточки, только в другом направлении.