Вот уже двадцать веков Иисус из Назарета изумляет людей. Его друзья любят Его и поклоняются Ему как безгрешному Сыну Божьему и Спасителю людей от их грехов. Его враги, то есть разнообразные неверующие, после бесчисленных тщетных попыток дискредитировать Его, вынуждены признать, что с любой точки зрения Он был больше, нежели человек.
Он жил так, как никто другой ни до, ни после Него. Его учение как по системе, так и по содержанию выше любых учений, когда-либо предложенных человеком. Его дела воистину были делами Божьими. Его влияние, несмотря на самое упорное и яростное сопротивление, испытывает большее число людей и приводит к большему добру, чем влияние любого другого человека до или после Него.
Недобрые и неверующие пытаются объяснить эти факты по-разному, но есть лишь одно удовлетворительное объяснение. Одновременно простое и величественное, это объяснение содержится в словах одного израильтянина, в котором не было лукавства: “Равви! Ты - Сын Божий” (Ин. 1:49; см. ст. 47). Иисус из Назарета, согласно учению Писаний, был Богом - Богом воплощенным; Богом, ставшим плотью; Богом, явившимся во плоти.
ПРОРОКИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ОН БОГ
Исаия
За сотни лет до рождения Иисуса Исаия сказал: “Се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил” (Ис. 7:14). Матфей указывал, что это пророчество исполнилось, когда родился Иисус (Мф. 1:22). Он растолковал для нас значение слова “Эммануил”: “Бог с нами” (Мф. 1:23). Так, согласно Исаие и Матфею, Иисус - это “Бог с нами”.
Исаия предсказал Его пришествие еще такими словами:
«Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его: и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
Из этого стиха мы узнаем, что Тот, кто воссядет на Давидовом престоле, должен быть “Богом крепким”. Ангел Гавриил, безусловно, имел в виду это пророчество, когда сказал Марии, что она родит Сына, которого наречет Иисусом (Лк. 1:31). “Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его” (Лк. 1:32). Сын Марии будет назван “Сыном Всевышнего”, потому что Он - “Бог крепкий” из пророчества Исаии.
Михей
Пророк Михей говорил: “И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных” (Мих. 5:2). Именно к этому пророчеству обратились первосвященники и книжники, когда Ирод спросил, где должно родиться Христу. Именно это пророчество заставило Ирода послать мудрецов в Вифлеем на поиски “родившегося Царя Иудейского” (Мф. 2:2-8). Дни этого родившегося Царя Иудейского, согласно Михею, - от вечности до вечности. Такое нельзя сказать ни об одном творении; только Творца можно описать такими словами. Следовательно, согласно пророчеству, Он будет признан Богом.
ИИСУС УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ОН БОГ
Представления иудеев
Прежде чем процитировать Писания в подтверждение того, что Иисус называл Себя Богом, нам нужно познакомиться с иудейскими представлениями о Мессии. Это иудейское понятие было выражено одним из их соплеменников, Трифоном, в его знаменитом диалоге с Иустином Мучеником (ок. 110 - ок. 165 гг.):
«...что этот Христос существовал как Бог до начала времен, что Он затем покорился тому, чтобы родиться и стать человеком, что тем не менее Он не человек от человека - это утверждение кажется мне не просто парадоксальным, но еще и безумным. Утверждение некоторых, что он был человеком и избранным помазанником и затем стал Христом, представляется мне более правдоподобным... Ибо все мы ожидаем, что Христос будет человеком, [рожденным] от людей, и что помажет его Илья, когда придет. Если этот человек является как Христос, он обязательно должен быть человеком, [рожденным] от людей; однако исходя из того обстоятельства, что Илья еще не приходил, я заключаю, что этот человек - не Он [Христос]».
То, что иудеи придерживались такого мнения во времена Иисуса, видно из случая, описанного в Мф. 22:41-45: “Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?”
Почему эти иудеи не смогли объяснить, отчего Давид называл своего потомка Господом? Очень просто: они ожидали, что Мессия “родится от земных родителей” в роду Давида. Если бы они знали Писания, которые учат, что Он должен быть Богом во плоти (плоть от Давидова семени), они бы смогли ответить на этот вопрос.
По мнению иудеев, не было большого греха в том, чтобы называть себя Христом, Мессией, как не было преступлением верить, что кто-то есть Христос. В Мф. 9:27 двое слепых назвали Иисуса “Сын Давидов”, а в Мф. 15:22 то же самое сделала хананеянка. Когда Иисус совершал, как говорят, “триумфальный въезд” в Иерусалим, впереди Него шло множество народа, восклицавшего: “Осанна Сыну Давидову” (Мф. 21:1-17). Таким же образом выражение “Сын Давидов” было употреблено в Мф. 21:9 и 22:42. Многие называли Его Христом, но лишь некоторые из них верили, что Он - Сын Божий, Бог во плоти. Всего через несколько дней они присоединились к начальникам, проклиная Его за богохульство, потому что Он заявил, что Он Сын Божий.
Утверждение Иисуса
Принимая во внимание все вышесказанное, давайте отметим, что Иисус называл Себя Богом. Употребляемое Им выражение “Сын Божий” означало “Бог”, как выражение “сын человеческий” означает “человек”. В Ин. 5:17, 18 мы читаем:
«Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».
Иудеи называли себя сынами Божьими, а Бога называли своим Отцом (Ин. 8:41). Разумеется, они не должны были возражать против того, чтобы Иисус называл Бога Своим Отцом - но они это делали. Почему? Они возражали против того, что в эти слова Иисус вкладывал смысл “собственный Отец”, а в этом крылся намек, что Он был “равным Богу”. Употреблять слова, которые делали Его равным Богу, было все равно, что называть Себя Богом, а это они считали богохульством.
В Ин. 8:53, 54 иудеи спросили Его: “Чем Ты Себя делаешь?” - на что Иисус ответил: “Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш”. Иисус поставил знак равенства между Своим собственным Отцом и Тем, кого они называли своим Отцом. Это также был способ сказать, что Он Сын Божий в том особом смысле, который нельзя применить ни к какому другому существу. Так что Он делал Себя равным Богу.
Иудеи понимали, что Иисус, называя Себя Сыном Божьим, приравнивал Себя к Богу. Это особенно ясно видно в Ин. 10:30-36. Заявление Иисуса “Я и Отец - одно” вызвало бурную реакцию: “...Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написало ли а законе вашем: «Я сказал: вы боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?”
Отсюда явствует, что, когда Иисус называл Себя “Сыном Божьим”, иудеи понимали, что Он делал Себя Богом.
Именно это заявление, в конце концов, и привело Его к смерти. Поставив Его перед синедрионом, иудеи спросили: “Ты ли Христос? Скажи нам”. Его ответ на этот вопрос не оставил им ни малейшего сомнения в истинном смысле Его слов. Но поскольку не было закона, запрещавшего человеку называть себя Христом, они ничего не могли сделать. Далее они спросили: “Итак Ты Сын Божий?” Он ответил: “Да”. Услышав эти слова, иудеи сказали: “Какое еще нужно нам свидетельство? Ибо мы сами слышали из уст Его!” (См. Лк. 22:66-71).
После этого они повели Его к Пилату. Первым обвинением против Него было то, что Он сделал Себя “Христом”, царем. Когда же они увидели, что для вынесения приговора этого обвинения мало, они сказали: “Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим” (Ин. 19:7). По их закону виновный в богохульстве должен быть предан смерти (Лев. 24:16). Они обвинили Его в богохульстве, потому что Он назвал Себя Богом (Мф. 26:63-66). Теперь мы видим, что Иисус утверждал, что Он равен Богу; Он утверждал, что Он Бог во плоти.
АПОСТОЛЫ НАЗЫВАЛИ ЕГО БОГОМ
Людьми, которые были ближе всех к Иисусу во время Его жизни на земле, которые видели Его чудеса и постоянно на протяжении более трех лет слышали Его учение, были апостолы. Эти люди видели Его и ели с Ним после того, как Он восстал из могилы. Позже они были крещены в Святом Духе, который не только охранял их от ошибок, но и давал им необходимые слова, которыми они должны были передавать нам весть. Эти люди говорили, что Иисус был Сыном Божьим, воплощенным Богом, Богом, явившимся во плоти.
Иоанн
Иоанн, любимый ученик, пожалуй, лучше всех понимал и ценил связь нашего Господа с Отцом. Безошибочно ведомый Святым Духом, он писал:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1:1-4, 14).
Упомянутое здесь “Слово” - это вторая ипостась Божества. Слово стало Иисусом. Этот факт неоспорим, поскольку он констатируется в стихе 14. Поэтому давайте для начала обратим внимание на высказывания об этом Слове, которые доказывают, что Оно - Бог. Во-вторых, отметим, что Слово, которое, как доказано, есть Бог, сделалось плотью и стало известно как Иисус Назаретянин.
О вечности Слова сразу же говорит фраза “в начале было”. Слово уже “было”, когда все остальное только начало быть; Слово существовало прежде всякого творения; Оно вечно. Только Бог вечен, поэтому Слово есть Бог.
Далее о Его совместном существовании с Отцом в тексте говорится дважды: “И Слово было у Бога”; “Слово было в начале у Бога”. Затем утверждается Его основополагающая и личная божественность: “И Слово было Бог”. И, наконец, говорится о Его отличии от Бога: “Оно было в начале у Бога”. Эти слова - всего лишь бессмысленное нагромождение, если они не передают ту идею, что есть два Существа, каждое из которых может безошибочно называться “Богом”. “Слово было Бог”, и все же Оно было с другим Существом, называемым “Бог”; значит, были два Существа, называемые “Бог”. С другой стороны, в силу Их единства мы можем безошибочно сказать: “Есть один Бог”.
Затем говорится, что Слово было Творцом: “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”. Это вновь доказывает, что Оно существовало до всякого творения и, следовательно, не было сотворено. Его самодостаточное существование и Его животворящая и просвещающая сила отражены в следующем утверждении: “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”. Значит, Слово было источником всей жизни и света. Воистину, это был Бог.
Это Существо, это Слово, “стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины”. Став плотью, это Существо не утратило ни одного из тех свойств, которые характеризовали Его как Слово, как Бога. Во плоти Он заявил о Своем вечном существовании, сказав: “Прежде нежели был Авраам, Я есмь” (Ин. 8:58). Иисус Назаретянин, Слово, объявил о Своем совместном существовании с Отцом, сказав: “Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира” (Ин. 17:5).
В 1 Иоанна мы находим дальнейшее свидетельство божественности Господа Иисуса. Возлюбленный апостол писал в 1:2: “Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам”. Это аналогично сказанному Иоанном в его Евангелии. Явленная жизнь была жизнью вечной. Вначале она была с Отцом, а потом явилась нам. Если Сын Божий был с Отцом, а затем явился нам, и вечная жизнь была с Богом, а затем явилась нам, то мы сделаем правильный вывод, что вечная жизнь была Сыном Божьим; но нам нет нужды самим делать выводы. Иоанн сказал: “Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная” (1 Ин. 5:20). Из этого мы узнаем, что Сын Божий есть та вечная жизнь, которая была с Отцом, явилась нам в плоти и известна как Иисус Христос.
На этом мы вполне можем завершить наши поиски, потому что нашли утверждающее вдохновенное высказывание, что этот Сын Божий, Иисус Христос, который стал плотью и обитал с нами, есть “истинный Бог”.
Павел
Другим апостолом, писавшим о божественности Иисуса, был Павел - апостол, которому Господь явился после Своего вознесения на небеса и который был восхищен и слышал “неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12:2-4). Он так описывает Иисуса:
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8).
Здесь Павел говорит, что когда-то этот Иисус был равным Богу, но “уничижил” Себя, то есть отказался от этого равенства. Будучи на земле, Иисус был равным Богу в том, что в Нем обитала вся полнота Божества, вся сила Бога. В каком же смысле Он не был равным Богу? Он принял образ человека и перестал быть подобием Бога, Духом. Он отказался от этого, уподобившись людям. Это и есть искомое объяснение: Иисус Христос был Богом, принявшим образ человека и жившим среди нас как Бог во плоти (см. Евр. 2:14-17).
Далее о Сыне Божьем Павел пишет:
«[Он] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:15-17).
Те, кто не верит в божественность Иисуса, толкуют фразу “рожденный прежде всякой твари” как “первое творение”. Следующее высказывание объясняет, почему Он “рожден прежде всякой твари”: “ибо Им создано все”. Выражение “рожденный прежде” означает первенца, наследника и господина. Иисус - Господь всего творения, потому что Им создано все. Это имеет смысл; другие толкования бессмысленны. “Он есть прежде всего” значит - прежде всего сотворенного. Это говорит в пользу Его божественности: ведь Он существовал прежде всякого творения. “И все Им стоит”. Такого не скажешь о творении - такое уместно сказать только о Творце всего сущего.
Теперь давайте обратимся к словам Павла, которые настолько ясны, что не допускают никакого сомнения или неверного понимания.
Говоря об иудеях, он сказал: “...От них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки” (Рим. 9:5). Ясное значение этого стиха в настоящем переводе таково, что Христос, во плоти, данной Ему Его иудейским происхождением, есть Бог. А раз Он Бог, то Его должно благословлять, а не проклинать, как это делали и делают иудеи.
Апостол Павел считал воскресение Иисуса величайшим доказательством того, что Он Сын Божий, или Бог во плоти. Бог дважды говорил с небес такие слова: “Сей есть Сын Мой возлюбленный” (Мф. 3:17; 17:5; Mк. 9:7; см. Лк. 9:35), но иудеи не поверили Ему. Иисус творил такие чудеса, какие никогда не творил ни один человек, и все же они не верили Ему. Он клятвенно свидетельствовал, что является Сыном Божьим, но вместо того, чтобы принять Его свидетельство, они за это распяли Его как богохульствующего самозванца. Великий Бог небес дал обратный ход решению высочайших земных судов: воскресив Христа из мертвых, Он объявил Его Своим Сыном.
Павел писал, что Бог избрал его к благовестию, “О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем” (Рим. 1:3, 4).
Здесь Павел называет Иисуса Христа, нашего Господа, Сыном Божьим. Этот Сын получил Свою человеческую сущность от Давида, но Его воскресение говорит о том, что Он был более, нежели человек. Он был распят за то, что объявил Себя Сыном Божьим - что, будучи сыном Давидовым, указал на более высокое родство. Его божественность шла не от родства с Давидом, а от Его отношения к Богу. Бог подтвердил заявление Иисуса о Себе, воскресив Его из мертвых. Эти стихи - твердое основание в доказательстве как человеческой, так и божественной сущности Иисуса Христа. Они связывают человеческую и божественную сущность в личности “Иисуса Христа Господа нашего”, назвав эту личность Божьим Сыном.
Относительно плоти Павел говорит, что Иисус “родился от семени Давидова”. Рождение означает начало. Однако о духе Христа Павел говорит, что Он “открылся Сыном Божиим”. Это не означает начало. В Иисусе Назарянине мы видим слияние человеческой сущности, имевшей свое начало в рождении, и божественности, которая была с Богом и была Бог. В Нем - и только в Нем - мы видим Бога, явленного во плоти.
ЕГО ДЕЛА ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ОН БОГ
По словам Самого Иисуса, дела, которые Он совершал, когда жил на земле, никто никогда не делал. Он говорил: “Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха” (Ин. 15:24). Свои дела Он считал достаточным свидетельством Своей божественности; Он говорил: “Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня” (Ин. 5:36). Эти дела дают достаточное, даже избыточное свидетельство божественности Иисуса. Все, кто не верит этому, будут осуждены. Он говорил: “Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших” (Ин. 8:24).
Власть над бесами
Власть, которую Иисус имел над нечистыми духами, является доказательством сверхчеловеческой силы. Когда Его обвинили в том, что Он изгоняет бесов силой вельзевула, Он ответил: “Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, - и тогда расхитит дом его” (Mк. 3:27). Здесь Он заявляет о своей сверхчеловеческой силе.
Даже само присутствие Иисуса нарушало спокойствие бесов. В синагоге Капернаума один из них крикнул: “Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий” (Mк. 1:24). Другой сказал: “Ты - Сын Божий” (Mк. 3:11). Злые духи узнавали в нем Того, кто должен погубить их, и кричали: “Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас” (Мф. 8:29). Помимо доказательства, что Его власть была не меньше Божьей, эти отрывки показывают, что бесы признавали Иисуса Христа Сыном Божьим, перед которым они предстанут, когда придет время наказания.
Власть прощать грехи
Будучи здесь, на земле, Иисус прощал грехи - что, как верно сказали книжники и фарисеи в Лк. 5:20, 21, не может делать никто, кроме Бога. Когда Он сказал человеку: “Прощаются тебе грехи твои”, - они обвинили Иисуса в богохульстве. Он же исцелил человека на их глазах, чтобы доказать, что у Него есть власть прощать грехи (см. также Мф. 9:2-8 и Mк. 2:1-12). Этот случай доказывает две истины: во-первых, тот, кто мог исцелить больного Своей собственной силой, мог также и прощать грехи. Во-вторых, поскольку Иисус мог прощать грехи (что не может делать никто, кроме Бога), Он был Бог.
Неограниченная власть
Мы можем прочитать о том, как Иисус усмирил бурю, как накормил тысячи людей крохами хлеба и рыбы, после чего еще собрали двенадцать корзин остатков, как ходил по воде и оживлял умерших. На основании каждого из этих событий будет справедливо заключить, что Иисус был Бог во плоти. Поскольку никто из людей не способен совершить хотя бы одно такое чудо, кроме тех случаев, когда их совершали, исповедуя имя Иисуса Христа Назорея (как Петр, когда исцелил хромого нищего у Красных ворот в Деян. 3:6), то мы с полным основанием можем сделать вывод, что Иисус был Бог, явленный во плоти. Никто другой лично не мог бы проявить такую силу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Та тема, что Иисус есть Сын Божий, явленный во плоти Бог, является в евангелии центральной. Это основание, на котором зиждется все остальное. Из этой истины мы можем извлечь много вдохновляющих уроков, которые поддержат нас в часы испытаний.
Во-первых, превосходство христианства над иудаизмом основано на том факте, что Иисус выше Моисея. Иисус был Сыном Божьим, а Моисей - нет. Об этом подробно говорится в Послании к евреям.
Во-вторых, на той истине, что Иисус был Бог во плоти, покоится наша надежда быть вознесенными над ангелами. Он выступает как пример; Он - первенец в доказательство того, что мы тоже будем вознесены (1 Кор. 15:20-22; 1 Пет. 5:6). С Ним мы получим наследство чистое и неувядаемое, которое хранится для нас на небесах (1 Пет. 1:4).
В-третьих, то, что Бог стал плотью и жил среди людей, демонстрирует Его любовь к погибшим. Здесь перед нами картина Бога, стремящегося к человеку. Много говорится о долге человека искать Бога, но искать Бога стало для человека долгом лишь потому, что Бог пришел взыскать и спасти погибших (Лк. 19:10). Интересно заметить, что Сын Божий оставил без внимания падших ангелов и не им помогает, “а только потомкам Авраама” (Евр. 2:16; Современный Перевод). Он возлюбил и возвысил человека, а не ангелов.
В-четвертых, то, что Бог стал плотью, жил среди людей и умер за человечество, показывает, как ценен человек в Божьих глазах. Иисус учил иудеев, что человек более ценен, чем воробей или овца. Он умер за людей, отдав Свою жизнь вместо нашей, и этот факт указывает на то, что нашу жизнь Он ценил выше Своей. Он хочет спасти нас - не только от ада, но и от греха в этой жизни, чтобы наша жизнь была как можно более достойной на земле. Если мы живем во грехе, мы ничего не стоим. Единственный путь сделать нашу жизнь достойной - это жить для Него.