Найти в Дзене

Пикассо и героический век кубизма

В день рождения Пабло Пикассо рассказываем о великом веке кубизма при помощи нашей Большой Истории Искусства в 16 томах (тираж заканчивается, осталось всего 119 экземпляров!) #искусство #пикассо #пабло пикассо #кубизм #книги Гертруда Стайн в своей Автобиографии Алисы Токлас рассказывает: «Шел 1907 г. [...] Пикассо тогда закончил свой портрет [Гертруды Стайн], который в то время не нравился никому, кроме художника и модели, и который сейчас так знаменит, и только-только начал эту свою сложную и странную картину с тремя женщинами. [...] Это был момент, который Макс Жакоб впоследствии назвал героическим веком кубизма». Можно спорить о том, считать ли действительно датой рождения кубизма 1907 г., год создания Авиньонских девиц, но несомненно одно: Пабло Пикассо к этому времени окончательно порвал с импрессионистским восприятием действительности и тем более с традиционными критериями ее отображения, основанными на верности природе и на ренессансной теории перспективы. Искусство становитс
Оглавление

В день рождения Пабло Пикассо рассказываем о великом веке кубизма при помощи нашей Большой Истории Искусства в 16 томах (тираж заканчивается, осталось всего 119 экземпляров!) #искусство #пикассо #пабло пикассо #кубизм #книги

Пабло Пикассо, Портрет Сабартеса, 1901. Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина
Пабло Пикассо, Портрет Сабартеса, 1901. Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина

Гертруда Стайн в своей Автобиографии Алисы Токлас рассказывает: «Шел 1907 г. [...] Пикассо тогда закончил свой портрет [Гертруды Стайн], который в то время не нравился никому, кроме художника и модели, и который сейчас так знаменит, и только-только начал эту свою сложную и странную картину с тремя женщинами. [...] Это был момент, который Макс Жакоб впоследствии назвал героическим веком кубизма».

Пабло Пикассо, Портрет Гертруды Стайн, 1906. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.
Пабло Пикассо, Портрет Гертруды Стайн, 1906. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Можно спорить о том, считать ли действительно датой рождения кубизма 1907 г., год создания Авиньонских девиц, но несомненно одно: Пабло Пикассо к этому времени окончательно порвал с импрессионистским восприятием действительности и тем более с традиционными критериями ее отображения, основанными на верности природе и на ренессансной теории перспективы. Искусство становится вольным упражнением ума, который разлагает, анализирует и структурирует реальность согласно новым критериям, в которых понятия пространства и времени — которые в это же самое время подвергаются переоценке в научных и философских исследованиях — образуют новое видение предмета.

ПИКАССО И ЕГО ДРУЗЬЯ

Сохранилось немало документальных свидетельств того, как вершилась кубистическая революция: воспоминания коллекционеров, торговцев картинами, критиков, а также самих художников и их друзей, которые в свое время разделили с ними вдохновляющий опыт вынашивания новых идей. Одна из них, Фернанда Оливье, спутница Пикассо с 1903 по 1914 г., то есть во время всего кубистического периода, оставила колоритную книгу мемуаров под названием «Пикассо и его друзья». Оливье воссоздает — естественно, со своей точки зрения — страстные годы совместной жизни, годы неустанного труда и материальных затруднений юного Пикассо на Монмартре, в знаменитой мастерской Бато-Лавуар.

Именно в этой мастерской и во время частых летних поездок в Испанию Пикассо вынашивает новое художественное видение, завершая розовый и голубой периоды, которые привели его, одинокого и меланхоличного пророка страждущего человечества, на парижские задворки. В ту пору Жорж Брак, второй зачинатель кубистических рефлексий, как раз только-только остыл к живописи фовистов, где он испытывал экспрессивные возможности цвета, и в 1908 г. изучал пейзажи Эстака, которые уже раньше запечатлел в яркой и насыщенной живописи, вынеся из этого опыта сжатый синтез взаимопересекающихся плоскостей. Оба художника, Пикассо и Брак, берут отправной точкой Сезанна и мало-помалу в царящей в их кругу атмосфере каждодневного творческого горения, жажды развития и открытий оттачивают концепцию, которая сохранит актуальность вплоть до 1914 г.

«Это было вроде восхождения на гору в одной связке», — писал Брак, вспоминая атмосферу сопричастности и неустанных усилий в продвижении к цели, возможно неведомой и для самих художников. Писательница и коллекционер Гертруда Стайн подчеркивает, с какой быстротой сменяли друг друга художественные новшества: «Мы тогда были молоды и за один год успевали сделать много вещей».

История европейской живописи переживает новые этапы, инициаторами которых являются эти два молодых чужестранца в Париже (один испанец, другой нормандец): от Авиньонских девиц к скульптурной живописи, от коллажей к первому введению реального объекта на поверхность картины. Пикассо и Браку было по 26 лет, когда они вывели новый метод анализа действительности, окончательно положив тем самым конец французской импрессионистической традиции, основывавшейся на реальном восприятии, переносимом на полотно без какого-либо опосредования. «Кубизм от предшествующей живописи отличает то, — писал критик Гийом Аполлинер в 1911 г., — что речь идет не о подражательном, а о концептуальном искусстве, которое стремится вознестись до творения». Следовательно, картины пишут не по диктуемым природой правилам, а применяя метод, предполагающий выявление в природе основополагающих структур, так сказать, ее внутренней сущности.

Этот путь был намечен Полем Сезанном в знаменитом письме художнику Эмилю Бернару (1904), в котором он пояснял, что «обращается с природой, оперируя формами сферы, цилиндра, конуса, полагая все в перспективу таким образом, чтобы всякая грань объекта, плоскости была обращена к центральному пункту».

Это письмо Сезанна и особенно его полотна, выставленные в 1907 г. в парижском Осеннем Салоне на большой ретроспективной выставке в первую годовщину смерти художника, убеждают двух молодых экспериментаторов попробовать путь организации пространства из множества граней — способ, который впервые преподносит объект как синтез различных объемов. К этому методу созидания пространства, который Брак применяет к пейзажам Эстака (1898), а Пикассо — к видам Хорта де Эбро (1909), прибавляется воздействие африканской скульптуры, явственное в Авиньонских девицах, что окончательно определяет цель, преследуемую художниками в эти годы: синтез и формальное упрощение.

АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Пабло Пикассо, 1907,Нью-Йорк, Музей современного искусства
Пабло Пикассо, 1907,Нью-Йорк, Музей современного искусства

  • Десятки набросков, переделок, правок в ходе создания одной из самых известных в истории живописи картин, над которой Пабло Пикассо работал более полугода. Согласно первоначальному замыслу, на полотне должны были присутствовать не только женщины с Carrer d’Avinyo — так называлась улица Барселоны, на которой был расположен бордель. Художник ввел в сюжет фигуры моряка и студента с черепом в руке, которым женщины и предлагали себя. С исчезновением этих персонажей непристойное предложение делается зрителю, вызывающий взгляд натурщиц обращается на нас.
  • Надо заметить, что работа является квитэссенцией противоречий: в откровенном изображении пяти обнаженных проституток, выставляющих напоказ свои прелести, читаются аллюзии на луврского Раба Микеланджело, на египетскую и древнегреческую скульптуру; природа, изгнанная из композиции, отвергающей законы перспективы и реализма, возникает во фрагменте с фруктами в нижней части картины.
  • Пространство опрокинуто, клаустрофобично, фигуры кажутся заточенными в твердую, плотную материю, их пристальные взгляды дезориентируют зрителя. Судя по всему, Пикассо переписал лица двух женщин справа после посещения Этнографического музея Трокадеро в Париже. Художник заменяет лица африканскими масками, брутальными, неистовыми, резко диссонирующими с изображением женского тела.
  • Столь же неистова, даже дика, сидящая фигура в нижней части картины, предстающая в неестественном развороте, так что не до конца понятно, обращена она спиной к нам или к своим спутницам. Кроме того, в ее странном лице обращают на себя внимание длинный тонкий нос, маленький смещенный рот и знаменитые разнопосаженные глаза. Известно, что две центральные фигуры выделяются среди прочих, неся в себе сходство с двумя иберийскими головами, которыми Пикассо владел до 1903 г., когда Лувр их выкупил у художника, а также с другими образцами древнеиберийской пластики, приобретенными Лувром начиная с 1906 г. Это иберийские головы из Осуны и из Серро де Лос Сантос, с завитыми ушными раковинами, асимметрично посаженными глазами, характерными надбровными дугами, веками.
  • Критики подвергли тщательному анализу каждый элемент картины (к слову, недавно отреставрированной), предложив им разнообразные толкования и пути прочтения. По всей видимости, даже первоначальное название работы было другим — Философский бордель, указывая на умозрительную природу произведения. Современниками картина не была понята и не обрела всеобщей известности: впервые ее представили на суд широкой публики лишь в 1937 г. Вплоть до начала 20-х гг. она находилась в мастерской Пикассо, возбуждая любопытство и порой непонимание даже в среде художников. Жорж Брак, впервые увидев ее, заявил: «Это было так, как будто Пикассо дал нам выпить бензина».

Пикассо — отец современного искусства

Пабло Пикассо, Семья акробатов, 1905. Гётеборг, Художественный музей
Пабло Пикассо, Семья акробатов, 1905. Гётеборг, Художественный музей

Историю искусства XX столетия можно было бы написать по одним лишь работам Пикассо. Этот вошедший в легенду человек с живым, беспокойным характером изобретал все новые и новые выразительные средства, стили, техники и даже целые художественные направления. Он создал эпохальные произведения, признанные сегодня общечеловеческим достоянием, — достаточно вспомнить о Гернике, репродукция которой включена в символику ООН. Он прошел через XX столетие, изменяя по ходу его облик, он задал новые каноны искусства.

Пабло Пикассо, Танец с покрывалами, 1907. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Пабло Пикассо, Танец с покрывалами, 1907. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Сегодня можно спорить о том, действительно ли Авиньонские девицы являются прорывом в современное искусство, но в любом случае нельзя отрицать значение этой работы как узлового момента для последующих судеб искусства.

Пабло Пикассо, Женщина с веером, 1908. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Пабло Пикассо, Женщина с веером, 1908. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Творческий путь Пикассо отмечен ранним началом и стремительно сменяющими друг друга периодами. Совсем юным он обращает на себя внимание на родине своими дарованиями; первая поездка девятнадцатилетнего художника в Париж в 1900 г. открывает голубой период, в годы которого Пикассо запечатлевает на холсте маргинальный мир Парижа — отчасти разделяя его судьбы. Палитра светлеет в розовый период, когда художник пишет знаменитые портреты акробатов из цирка Медрано.

Пабло Пикассо, Фабрика в Хорта де Эбро, 1909. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Пабло Пикассо, Фабрика в Хорта де Эбро, 1909. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Проходит каких-нибудь два года — и зарождается кубистическая поэтика, ее поиски предвосхищают автопортрет и портрет приятельницы Пикассо, писательницы Гертруды Стайн. На это накладывается влияние первобытного искусства, открытие которого в это время вирусом проносится по Европе, поражая зрение и умы и буквально меняя лик Авиньонских девиц: после посещения Этнографического музея Трокадеро художник переписывает лица двух фигур в правой части картины, «надевая» на них африканские маски. Разложение концепции натуралистического изображения упорно продолжается на протяжении следующих двух этапов кубизма, аналитического и синтетического, а живопись тем временем покидает сакральное положение, традиционно занимаемое ею в западноевропейской традиции, допуская в себя иные материалы и реальные объекты и выходя за рамки своего естественного плоскостного характера: в 1912 г. первый коллаж открывает выход картины в третье измерение.

Пабло Пикассо, Портрет Марии-Терезы, 1937. Париж, Музей Пикассо.
Пабло Пикассо, Портрет Марии-Терезы, 1937. Париж, Музей Пикассо.

Этапы сменяют друг друга практически каждый год, а порою счет идет на месяцы и дни. За десакрализующей интеллектуальной работой начала 10-х гг. последовал своего рода откат назад, ознаменованный провозглашением верности форме, правилам, порядку. Впрочем, Пикассо всегда оставался верным живописи, даже когда до крайности раздвигал ее границы: он исследовал возможности этого искусства, но никогда полностью не оставлял его. В эти годы Пикассо вместе с Жаном Кокто совершает путешествие в Италию (1917) — путешествие, которое приведет к их участию в постановке русского балета Парад, поставленного Сергеем Дягилевым на музыку Эрика Сати с хореографией Леонида Мясина: художник писал к нему декорации, а писатель — сценарий.

Пабло Пикассо, Сидящая купальщица, 1930. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Пабло Пикассо, Сидящая купальщица, 1930. Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Классический период, во время которого Пикассо черпает цвета и формы из помпейских фресок и вдохновляется образцами итальянской архитектуры, сменяется сюрреалистическим этапом. В 1925 г. Пикассо вместе с Андре Массоном, Хоаном Миро, Ман Рэем, Паулем Клее и Хансом Арпом участвует в первой выставке нового направления в галерее Пьера Лёба.

Пабло Пикассо, Герника, 1937. Мадрид, Национальный музей, Центр искусств имени королевы Софии.
Пабло Пикассо, Герника, 1937. Мадрид, Национальный музей, Центр искусств имени королевы Софии.

Тридцатые годы отмечены работой над Герникой (1937), заказанной республиканским правительством Испании для национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Бомбардировка беззащитного населения баскского городка в ярмарочный день предстает не как трагический факт местной хроники — картина становится широким антивоенным манифестом, суровым «памятником разочарованию, отчаянию, разрушению», как сказал о ней британский критик Герберт Рид. Звучащее полотно, из каждого уголка которого взывают к зрителю вопли героев: четырех женщин, лежащего на земле мужчины, лошади. Выполненная целиком в черно-белом цвете, картина является одним из самых мастерских и досконально продуманных (десятки набросков) творений кисти зрелого мастера, которому к тому времени исполнилось 56 лет. Неистощимое творческое вдохновение не покидает художника до самого конца.

В последние годы Пикассо обращается к керамике, к скульптуре, пишет этюды к Менинам Веласкеса и Завтраку на траве Мане, словно и вправду желая переписать историю искусства. Еще за день до смерти, произошедшей в 1973 г. во французском городке Мужине, Пикассо держал в руках кисть.