Не удивляйтесь, об этом музее знают не все жители Петербурга. Если бы не случай, так и не увидела бы это сокровище.
Толкнув тяжелую дверь, я вошла в вестибюль. С экскурсоводом очень повезло, образован, в меру экспрессивен, хорошо удерживает внимание аудитории.
В Аванзале я оказалась на том месте, где была воpoнкa от cnapяда. В 41-м со стороны Финского залива он и прилетел. Пробив здание практически насквозь, упал в центре зала и не paзopвaлcя. От удара обрушился стеклянный купол и на долгие годы #музей Штиглица остался без крыши. Накладные фрески были утрачены, но хранители самоотверженно спасали то, что можно было спасти.
Строительство специального корпуса музея началось в конце XIX века. Само здание музея - образец эклектики, здесь соединено многое и дорогое сердцу, и Италия, и Европа, и #архитектура Петербурга.
И пошли мы по залам и галереям. Экскурсовод часто называл галереи лоджиями, вероятно, памятуя лоджии Рафаэля в Ватикане и в Эрмитаже. Возможно, это и так, но мне все виделось разным. Архитектору Максимилиану Месмахеру удался обобщенный образ благословенной Италии, - лестницы, колонны, потолки, переходы, перила из травертина.
Последнее похожее эмоциональное noтpяceнue я пережила на площади Сан-Марко, давно так архитектура не пленяла меня, и разум едва понимал, что все это создали руки человеческие. Во время #экскурсии несколько раз обращали наше внимание на пол, который выложен метлахской плиткой. Такая плитка вошла в моду в XIX веке и ее использовали в строительстве.
На средства банкира Александра Людвиговича #Штиглица с легкой руки императора Александра II, вернувшегося с международной выставки в Париже, было основано училище технического рисования, и спустя немного времени при училище создается музей художественно-прикладного творчества.
После революции училище и сам музей были признаны чуждыми новой идеологии и национализированы. Экспонаты музея распределили частично в правильные музеи города, такие как Эрмитаж, например. В конце сороковых годов появляется Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, в просторечье Муха.
Десять лет назад училище получило статус академии федерального уровня им. А.Л. Штиглица. Несмотря на разруху, voйнy, перестройку, здание сохранило атмосферу творчества, и у студентов есть возможность учится и работать в этих стенах.
В здании все непросто. Триумфальная арка с рыцарской арматурой служит не только украшением зала, но и является своеобразным пособием для студентов, которые по нему учатся рисовать модели подобного рода. Штиглиц собирал музейную коллекцию как учебную, каждый экспонат имеет смысл.
Реставрацией коридоров тоже занимаются студенты, медленно, но верно фрескам возвращается прежний вид.
Справа от Аванзала сохранилось историческое цветное стекло. Каким был купол сложно представить, его собирали из квадратов цветного стекла.
Каким было освещение, когда над куполом вставало петербургское солнце и освещало выставочный зал, представить не смогла. Только сидящий в кресле над распашной лестницей барон Штиглиц все помнит.
Барон А.Л. Штиглиц - богатейший человек, возглавлял государственный императорский банк, провел ряд реформ, был меценатом, благотворителем. Деньги заграницу не вывозил, размещал свое состояние в отечественных фондах. Отойдя от дел, барон целиком посвятил себя своему увлечению – искусству.
Ходить по залам музея великое удовольствие. Каждый экспонат по-своему удивителен, начиная от столика, за которым, могли сиживать мушкетеры Дюма и кровати голландской работы XVI века и заканчивая залом изразцовых печей.
Удивительны накладки для мебели, которые производились в Петербурге на Малой Конюшенной.
При переходе в зал русского искусства в стиле «Терем», и слушая рассказ об узорах, увидела знакомую цветопередачу и контуры. Экскурсовод подтвердил, что реставрация Спаса на Кpovu совпала с реставрацией некоторых залов музея Штиглица. Одни и те же мастера восстанавливали узорную вязь.
Привлекателен Терем тысячей мелочей, залом кукол, вышивкой, стилизованными палатами и безграничной преданностью делу, которую хранители не растеряли в веках.
Экскурсионные группы формируются только по предварительной записи. Музей Штиглица работает по рабочим дням с 12.00 до 17.00. Редко кто щелкал телефоном, редко кто снимал видео, трудно оторваться от совершенства линий и экспонатов. Немногое удалось запечатлеть, возможно, получится маленькое видео.
Спасибо, что прочитали!