Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Чор-Бакр. Кто построил самый роскошный фамильный некрополь в постсоветских странах?

Вечером я отправился в Чор-Бакр в кишлаке Сумитан на западной окраине Бухары, то есть строго на другой стороне города. Популярный здешний маршрут - по объездной от Бахауддина до Чор-Бакра через летний эмирский дворец Ситораи Мохи-Хоса.

Чор-Бакр, в переводе Четыре Брата, не входит в число "пиров", да и пересекается с ними лишь косвенно. Это фамильный некрополь Джуйбари - самой влиятельной династии бухарской знати со времён Саманидов и до конца эмирата. Среди джуйбарцев (название рода - от стоявшего здесь давным-давно кишлака) были и политические деятели, и суфийские праведники, и не было разве только ханов.

Свою родословную они возводили к арабу Абу Бакр Саиду, потомку Пророка, переселившемуся в Мавверанахр во время Халифата, в тысячелетней истории Джуйбаров его имя ещё не раз повторялось, и можно предположить, что "четыре брата" - это Четыре Бакра разных поколений. Фамильный некрополь разросся за тысячу лет до размеров небольшого городка, с кварталами-кладбищами ветвей родов, домами-мавзолеями, и дворами-кладбищами поколений.

Ворота скромны - но когда-то от самой Бухары сюда вёл двойной арык с аллелей, чтобы даже в самый зной сюда можно было дойти в тени и прохладе:

Центральная площадь Города Четырёх Братьев с обязательным хаузом. Наибольшего политического влияния они достигли при тех же самых Шейбанидах, о чём уже говорилось у ворот Бахауддинова мазара: наставником нескольких ханов и шейхом Накшбандии был Мухаммед-Ислам Джуйбари, благодаря которому этот орден при Шейбанидах был в особом почёте, а может быть и столица переместилась в Бухару не без их влияния.

Дело отца продолжил уже не первый в роду Абу Бакр, наставник Абдуллахана II, построившего в 1584-94 годах центр Джуйбарского некрополя: слева мечеть, справа ханака, посредине медресе с очередным миниатюрным минаретом:

-2

В мечети огромный, почти готический зал:

-3

А по сторонам - главная улица Города Мёртвых. Слева:

-4

И справа, где основная часть могил:

-5

Портал мавзолея в конце улицы, судя по общей пышность - времён Аштарханидов (16-17 века):

-6

А сами мавзолеи в основном и не мавзолеи (хотя внутренние помещения и подвалы, где лежат кости, у них есть), а просто порталы к кладбищам-"дворам":

-7

Где как ни в чём ни бывало бродят павлины, возможно потомки птиц Джуйбарского сада, примыкавшего когда-то к некрополю. Их цветные хвосты потрясающе смотрятся на фоне расписных айванов:

Можно выйти на крыши мавзолеев:

-9

На которых свои могилы:

-10

С левого края - могила "исходного" Абу Бакра:

-11

Хотя вообще по кладбищам гуляют молча, даже если кладбище похоже на городской квартал:

Странное надгробие, "птичек" на котором по крайней мере в Хорезме считают зороастрийскими симолвами:

-13

В одном из двориков подстерегают жутко стрёмные красные осы:

-14

В другую сторону уходит аллея:

-15

Там, за ханакой - собственно, могила первого Абу-Бакра:

-16

Вот она, если я правильно понимаю, и по крайней мере это самые красивые надгробия Некрополя Четырёх Братьев:

-17

Есть в Городе мёртвых, как вы заметили по прошлым кадрам, и живые.

-18

Это смотрительницы:

-19

И паломники:

-20