Он хранился в стеклянном сосуде, а сосуд Нерон поместил в свой золоченый ларчик. На сей раз Локуста приготовила отраву не для того, кто разгневал императора; смертельный напиток предназначался ему самому. Нерон очень надеялся на то, что открывать ларец ему не придется, однако час настал: тирана вот-вот объявят «врагом республики», а это означает позорную, мучительную казнь. Яд лучше. Локуста сослужила хозяину последнюю службу. Но хватит ли сил, чтобы покончить с собой?
От лечения до убийства
Самая известная отравительница Древнего Рима родилась в 1-м веке н.э. на галльской земле, в семье знахаря. Локусту учили на целительницу, с детства она прекрасно разбиралась в травках, корешках, варила и смешивала снадобья. Заодно девочку посвятили в тайны ядов – мало ли кому понадобится грызунов или лис потравить, избавиться от нежелательного плода… Волею судьбы Локуста оказалась в Риме - и поняла, что карьеры знахарки она тут не сделает: конкуренция велика. А вот ее познания в ядах кое-кому в Вечном городе пригодятся.
О времена, о нравы! Который век римляне травят неугодных много и охотно. Способ верный – всегда можно списать смерть в корчах на болезнь кишечника, порченую еду. Овидий сокрушался: «Страшные мачехи, те аконит подбавляют смертельный» (аконит или волчий корень – ядовитая трава). То ли Локуста была мастерицей втираться в доверие, то ли отличалась непревзойденным умением готовить белладонну и мышьяк, но вскоре о ней заговорили. Шепотом, пугаясь. У «знахарки» появляется солидная клиентура; правит в те годы Калигула, он сам горячий поклонник «химии» и на отравителей смотрит снисходительно. А вот пришедший за ним император Клавдий безобразий не терпит: для Локусты и ее коллег настают трудные времена. По некоторым сведениям, женщина даже попала в тюрьму.
Сиятельные трупы
На Локусту как-то бросила милостивый взгляд супруга Клавдия, императрица Агриппина. Она замыслила избавиться от постылого мужа, который приходился ей дядей, и посадить на трон своего сына от прежнего брака - Нерона. Требовалась сообщница; Локуста согласилась.
Она не просто приготовила сильнейшую отраву – вдобавок придумала бесподобную инсценировку. Поев любимого рагу из белых грибов, Клавдий всего-то занемог: доза в грибах была слабой. Императора пронесло – и тогда ему предложили пощекотать пером в горле, чтобы вырвало и желудок окончательно очистился. Щекотать взялся врач Ксенофонт. После процедуры Клавдий свалился замертво: главная порция яда содержалась на кончике пера. Казалось, все концы в воду. Но мы с вами знаем эту историю, значит, скрыть ее не удалось.
На службе у Агриппины Локуста не осталась, хотя дала той совет – крохотными дозами пить яд, чтобы выработать к нему стойкость. Ценный совет; Нерону так и не удалось отравить настырную мамашу, которая влезала во все его дела. Пришлось посылать к ней преторианцев с кинжалами.
А пока Агриппина жива и страшно гневается на юного Нерона: тот не желает делить с ней власть. Мать напоминает сынку, что рядом подрастает настоящий наследник империи – отпрыск покойного Клавдия и Мессалины, 14-летний принц Британик. И если что, она поможет пасынку сесть на трон. Нерон вне себя от материнской угрозы. Он приказывает Локусте отправить Британика к праотцам.
И снова та разрабатывает многоходовку – чтобы все выглядело естественно, юнцу поначалу подмешивают щадящую дозу. Британик страдает расстройством желудка, а рассвирепевший Нерон ругает и лупит Локусту – та забыла поделиться своей стратегией с императором. Отныне все должно пройти быстро. За столом Британику подают вино; его уже отведал дегустатор, оно превосходно. Только слишком горячее, подлить бы холодной воды. А вот она, в кувшине. Непроверенная мертвая водица с лошадиной дозой яда. Британик принимает отраву. «С первого же глотка он упал мертвым», - констатирует Светоний.
Заслуженная кара
При Нероне Локуста процветает: ей щедро платят, дарят земли, разрешают открыть школу (алхимия с зельеварением – главные предметы; привет Хогвартсу – МТ). Проходит 14 лет. Один за другим восстают легионы; власть Нерона висит на волоске. Вот ирония судьбы: ему самому предстоит принять ту самую смерть, на которую он обрек Британика и многих других. Твой выход, Локуста. Но так не хочется смотреть на проклятый короб с ядом...
Нерон в смятении покидает дворец. Закутавшись в плащ, шляется по улицам, стучит в дома друзей. А друзей уже нет, двери остаются закрытыми. Ладно, тогда пора уходить. Снова дом, царские покои, золотой ларец на столе… А где же ларец?
Пока Нерон метался по городу, ларчик с отравой кто-то умыкнул. Кому-то еще достался последний яд, приготовленный Локустой. А тирана боги обрекли на иную смерть - с помощью слуги Эпафродита Нерон с великим трудом вонзил себе в горло меч.
Нерона сменил на престоле старый суровый Гальба. Локусту не ждало ничего хорошего: по словам Диона Кассия, ее заковали в цепи, провели в позорной процессии по улицам и казнили.
Она оставила после себя недобрую славу и тьму последователей. «Локустами» кишит средневековье и даже век просвещения. А в наши дни они разве перевелись?
Автор – Марина Туманова
На обложке: https://www.factruz.ru/civilizations-3/images/roman-locusta-poisoner-4.jpg