Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Костяной фарфор. Любите ли вы Noritake так, как люблю его я?

В заголовке слово Noritake стоит у меня в мужском роде. Хотя Noritake - это название фирмы. Думаете, здесь вкралась ошибка? А если я имел в виду не фирму Noritake, а фарфор Noritake? Тогда это уже мужской род, правда? И кстати, фирма выродилась в итоге в целый холдинг - конгломерат фирм под единым руководством. А ведь холдинг - это всё-таки мужской род (хоть и слово иностранное, но успевшее обрусеть за последние десятилетия). Русский язык, особенно в родах - явление такое непредсказуемое! Вот скажем Вербилки... Это "они", или "оно" (предприятие), или "она" (станция, село, фарфоровая фабрика), или "он" (фарфоровую фабрику можно с таким же успехом назвать и фарфоровым заводом, и всё будет правильно)? Как вы понимаете, это лёгкая шутка и одновременно повод к размышлению над непредсказуемостью нашего "великого и могучего" русского языка.

В предыдущей заметке я обещал рассказать о том, как (и почём) я несколько лет назад приобрёл сервиз Noritake, что, собственно, вместе с кузнецовской полоскательницей и положило начало моему собранию, а заодно вскружило мне голову так, что я превратился в фарфороголика. "Мужик сказал - мужик сделал!" И несколько хлопков сложенными в кулак пальцами себе по грудине. То есть я выполню своё обещание, но прежде несколько слов о самой фирме Noritake.

Если вы броситесь искать информацию в Вики, вы мало что найдёте. Зато вы можете набрести на их интернет-магазин, и ознакомиться с ценами. Например, узнать, сколько стоит самое дешёвое блюдечко и самая дешёвая чашечка или тарелочка. В рублях. Но ежели вы склонны к перепадам настроения, то лучше и не заходить, и не узнавать...

Собственно, толчок к формированию всей современной промышленности Японии (и фарфоровое производство здесь не исключение) дал 1858 год, когда Япония под дипломатическим напором со стороны США подписала Договор о дружбе и торговле с США, Нидерландами, Россией, Великобританией и Францией, а ещё спустя десять лет сёгунат стал историей и легендой, и началась эра Мэйдзи. Уже в 1880-м в Нью-Йорке была зарегистрирована компания Morimura Bros. & Co., ориентированная на экспорт японской продукции в США. В эти годы происходит первое экономическое чудо в Японии, сродни индустриализации в СССР в 1930-х. Для производства закупаются самые современные технологические цепочки, патенты на производство наисовременнейшей продукции. Тогда многих ценителей посуды поразил новый вид фарфоровой массы, изобретенной англичанами - т.н. костяной фарфор. И в 1904-м году клан Моримура основал в селении Норитаке близ Нагоя (четвёртый по численности населения страны город Японии) производство посуды из костяного фарфора по самым новейшим тогдашним технологиям, что позволило продавать посуду хоть и по высокой, но приемлемой для тех же американцев цене. Компания называлась Nippon Toki Kaisha, сейчас известна всему миру под названием Noritake Co., Limited. Название менялось постепенно. Сначала, в соответствии с Законом о тарифах Мак-Кинли (1890 г.) страна происхождения должна была указываться на каждой вещи, экспортирующейся в США в виде ярлыка или клейма, и только на английском языке. Поэтому понятное японцам "Nippon" пришлось заменить на понятное американцам слово "Japan". (Понимаете, да? Клеймо ставится на каждый предмет в партии товара, на нём должна быть написана страна и название производителя, и только на английском языке! Иначе в страну товар не впустят! Нашим бы горе-правителям хотя бы ту долю самоуважения иметь, которая до сих пор присуща американцам! Хотя о чём это я!?) С тех пор большая часть посуды (до 80% от производимой) этой компанией ежегодно уходит на рынок США. У американцев своеобразные вкусы, особенно в глубинке. Там до сих пор умиляются староанглийским викторианским стилем с его гирляндами мелкого разноцветья на фоне бледно-кремового крытья, почти неотличимого от белизны собственно фарфора, покрытого глазурью. Процент крытья и чистого фарфора на посуде примерно 50 на 50. Сами цвета и гирлянды могут отличаться. Такой стиль именуют Милтон. Вот как приблизительно он выглядит (скрины сняты с американских интернет-барахолок "E-bay" и "Etsy")...

Примеры предметов Норитаке, расписанных (конечно, не вручную - а с помощью деколи - переводной картинки) в стиле Милтон. Скрины с американских интернет-барахолок, находящихся в свободном доступе. Барахолка Etsy.
Примеры предметов Норитаке, расписанных (конечно, не вручную - а с помощью деколи - переводной картинки) в стиле Милтон. Скрины с американских интернет-барахолок, находящихся в свободном доступе. Барахолка Etsy.
-3
А вот и  парочка примеров с E-bay...
А вот и парочка примеров с E-bay...

Теперь предлагаю посмотреть те предметы (из набора Норитаке), что есть у меня (это опять-таки ещё не сервиз! - о сервизе речь впереди)... Набор из тарелок под первое, выполненных в азиатской стиле в форме мисочек или небольших салатниц (т.е. без "воротника", характерного для европейских сервизов). Однако в чисто европейской традиции к ним присовокуплены подтарелочники. Показываю по одному предмету. Всего у меня набор 6+6. А прелестную, похожую на коробочку для женских безделушек сахарницу, продавец выдала мне в качестве бонуса - за то, что я купил у неё в один присест и тарелки (миски) и подтарелочники. Сахарница-то - просто "бриллиант"! Смотрю - не могу оторваться!

Тарелка (азиатская миска) под первое на (вполне себе европейском) подтарелочнике. Характерная для Норитаке роспись  в мелкие цветочные букетики\гирлянды по кремового оттенка крытью.
Тарелка (азиатская миска) под первое на (вполне себе европейском) подтарелочнике. Характерная для Норитаке роспись в мелкие цветочные букетики\гирлянды по кремового оттенка крытью.
-6
Как видите, по центру никакого крытья нет - чистейший фарфор под глазурью.
Как видите, по центру никакого крытья нет - чистейший фарфор под глазурью.
Чудесная сахарница из того же набора. Вспоминаю Гумилёва ("Садо Яко"): "Вы казались бонбоньеркой на изящной этажерке..."
Чудесная сахарница из того же набора. Вспоминаю Гумилёва ("Садо Яко"): "Вы казались бонбоньеркой на изящной этажерке..."
Сахарница Норитаке в характерной для фирмы форме и раскраске.
Сахарница Норитаке в характерной для фирмы форме и раскраске.
Потакая американскому потребителю.
Потакая американскому потребителю.

Если быть совсем кратким, то Норитаке долгие годы был образцом костяного фарфора. Изделия Норитаке - одни из самых дорогих фарфоровых изделий, что создаются не Художниками в единичном экземпляре для выставок или как подарок важному сановнику, а методом поточного производства. Ходит байка, что, для поддержания высоких цен на все изделия фирмы, после выделки ограниченного тиража формы под сервиз принародно уничтожаются, таким образом сразу ставя изделия в разряд если не произведений искусства, то ценных трофеев для коллекционеров со всего мира. Но тут, надо сказать, в России японцев (после присоединения РФ к ВТО) за пояс заткнули! Не то что формы - целые заводы десятками были уничтожены! На месте некоторых теперь и фундамента не сыщешь! Но за такие "рекорды" нам только самих себя (в меньшей степени) и нашу альтернативно одарённых правителей только благодарить. Извините, друзья и хейтеры - опять свернул в политику (ну просто к слову пришлось!).

А вот теперь - про обещанный сервиз. Представьте: несколько лет назад, окрылённый удачной покупкой - антикварной кузнецовской полоскательницы - я, человек, не очень хорошо ориентировавшийся в фарфоре, решил приобрести сервиз. На дворе июнь, начало лета, рынок замер. Настоящие монстры-перекупщики и собиратели охотятся за дулёвскими и вербилковскими сервизами на чёрном\зелёном\малиновом крытье, за сервизами от ЛФЗ, за французским Лиможем, за немецкими знатными фирмами, за венгерским супердорогим Херендом. А мне понравился сервиз, выставленный за какие-то смешные деньги на интернет-барахолке. Клеймо непонятное: зелёное, в виде лавровой ветви над литерами "R." и "C." Роспись явно не ручная. Фото слишком тёмное и неэффектное. Цена дешёвая даже для дешёвого китайского фарфора - 1000р. за всё. Но меня привлекли ручки и хваталки на крышках - они были строгой геометрии, характерной для стиля АР-ДЕКО (а это 1920-е -30-е годы). Но при этом качество посуды (это было заметно даже на размытых и затемнённых снимках) было высочайшим, фарфор костяной, т.е. в принципе сервиз не мог стоить столь дёшево. Я решил его взять во что бы то ни стало, но вначале узнать, что же это за клеймо. Я искал что-то похожее в интернете три дня (На этом месте, знакомые с хитрыми программками люди меня останавливают, и говорят, что надо было просто запустить программу поисковика по фото. Они бы так и сделали! Не думаю, чтобы у них получилось - ну запросто могло и не быть на тот момент в нете фото с такими клеймами. Во всяком случае, на наших барахолках больше ничего подобного не было). Нашёл, перебрав почти все европейские и почившие в бозе американские фирмы, на сайте Норитаке. На английском языке! Это клеймо было выпущено для товаров, уходящих в Индию, в 1926-м году, и является "рабочим" клеймом и по сей день. Вот соответствующий скрин.

Как можно прочесть, R.C. означают здесь "Royal Crockery" ("королевскую посуду"). Однако те же R.C. на клеймах других производителей может означать всё что угодно. Например, для известной немецкой фирмы элитного фарфора клеймо R.C. с короной означает Rosenthal & Co. (как-нибудь обязательно расскажу об этой знаменитейшей фирме. Разумеется, с примерами).
Как можно прочесть, R.C. означают здесь "Royal Crockery" ("королевскую посуду"). Однако те же R.C. на клеймах других производителей может означать всё что угодно. Например, для известной немецкой фирмы элитного фарфора клеймо R.C. с короной означает Rosenthal & Co. (как-нибудь обязательно расскажу об этой знаменитейшей фирме. Разумеется, с примерами).

Вообще, у Норитаке множество клейм. Вот некоторые.

-12
Примеры различных клейм Норитаке. Как видим, одно их послевоенных клейм Норитаке - это "Rose China Japan" ("Фарфор Роза производства Японии"). Поскольку из-за послевоенной разрухи на предприятиях Норитаке не могли выдерживать те же стандарты качества, что и до войны, решили слово "Норитаке" в клейме ставить исключительно там, где фарфор точно высочайшего качества. Так происходит до сих пор.
Примеры различных клейм Норитаке. Как видим, одно их послевоенных клейм Норитаке - это "Rose China Japan" ("Фарфор Роза производства Японии"). Поскольку из-за послевоенной разрухи на предприятиях Норитаке не могли выдерживать те же стандарты качества, что и до войны, решили слово "Норитаке" в клейме ставить исключительно там, где фарфор точно высочайшего качества. Так происходит до сих пор.

Но самые характерные вот такие.

Названия внизу клейма - названия сервизов ("Margaret", "Sonia", "Sherwood")
Названия внизу клейма - названия сервизов ("Margaret", "Sonia", "Sherwood")
На данном клейме литера "N" в лавровом венке означает "Nippon" - т.е. Япония.
На данном клейме литера "N" в лавровом венке означает "Nippon" - т.е. Япония.
Клеймо для посуды, поставляемой в Объединённое Королевство (UK), т.е. в Великобританию. Дизайн по центру клейма - это китайский иероглиф (по-японски читается "Komaru"), означающий "сложность", "трудность". Из объяснений представителя фирмы: "В экспортном бизнесе нам приходилось иметь дело с людьми из других стран, которые думали и действовали несколько иначе, чем мы привыкли. Поскольку нам пришлось преодолеть эти трудности, мы выбрали этот знак для нового дизайна клейма. Это прогрессивное мышление характерно для людей эпохи Мэйдзи."
Клеймо для посуды, поставляемой в Объединённое Королевство (UK), т.е. в Великобританию. Дизайн по центру клейма - это китайский иероглиф (по-японски читается "Komaru"), означающий "сложность", "трудность". Из объяснений представителя фирмы: "В экспортном бизнесе нам приходилось иметь дело с людьми из других стран, которые думали и действовали несколько иначе, чем мы привыкли. Поскольку нам пришлось преодолеть эти трудности, мы выбрали этот знак для нового дизайна клейма. Это прогрессивное мышление характерно для людей эпохи Мэйдзи."
Почему в середине клейма в обрамлении лаврового венка появилась вдруг литера "М"? Потому что Норитаке - это место, где разместили первую фабрику, а владеет фабрикой клан Моримура. Вот почему.
Почему в середине клейма в обрамлении лаврового венка появилась вдруг литера "М"? Потому что Норитаке - это место, где разместили первую фабрику, а владеет фабрикой клан Моримура. Вот почему.

Ну а вот такой сервиз с клеймом "R.C." достался мне... Молодой человек, продавший мне фарфор, был рад избавиться от него. Сервиз он назвал "хламом", доставшимся ему от предков. Сервиз, как он сказал, "старый", семидесятых годов. Я склонен ему верить. Скажу более, либо сервиз приобретён советскими специалистами в Индии и привезён в СССР, либо куплен в магазине "Берёзка" за чеки. Тогда он, действительно, шестидесятых\семидесятых годов. И высочайшее качество изделий соответствует технологиям именно тех лет. Однако характерные элементы АР-ДЕКО всё же смущают... И -да! - пока я искал, что означает клеймо (и чьё оно) молодой человек в страстном желании избавится от "хлама" понизил цену до 500р. за весь сервиз. Скажу честно - даже тогда, с учётом низких цен на всё, нежели сейчас, это было крайне дёшево. И я пошёл продавцу навстречу и прикупил сервиз не торгуясь. Да, за 500р. Как видите, для того чтобы начать комплектовать своё собрание, совсем необязательно иметь мошну с деньгами или бегать стаей с высунутыми языками за всем известными трофеями. Мотайте на ус!

Предметы чайно-кофейного сервиза Норитаке на шесть персон. Всего 21 предмет. На фото представлена всего одна "тройка" (чашка-блюдце-тарелка) для примера.
Предметы чайно-кофейного сервиза Норитаке на шесть персон. Всего 21 предмет. На фото представлена всего одна "тройка" (чашка-блюдце-тарелка) для примера.
Те же предметы чайно-кофейного сервиза. Вид сбоку.
Те же предметы чайно-кофейного сервиза. Вид сбоку.
Чайник.Оцените качество выделки.
Чайник.Оцените качество выделки.
Клеймо на донышке молочника.
Клеймо на донышке молочника.
Ещё один вид.
Ещё один вид.
Чайно-кофейная пара (чашка-блюдце).
Чайно-кофейная пара (чашка-блюдце).
Сахарница на тарелке, чашка на блюдце, крышка от сахарницы.
Сахарница на тарелке, чашка на блюдце, крышка от сахарницы.
Чайник.
Чайник.
молочник.
молочник.
Такой формы носик у чайника.
Такой формы носик у чайника.
Тройка.
Тройка.
Пара. Оцените геометрию ручки.
Пара. Оцените геометрию ручки.
Пара. Вид сверху и сбоку.
Пара. Вид сверху и сбоку.
Клеймо на донце чашки.
Клеймо на донце чашки.
Десертная тарелка и чайно-кофейная пара Норитаке.
Десертная тарелка и чайно-кофейная пара Норитаке.

А вот так сервиз выглядит в серванте...

Обратите внимание на блюдца и тарелки. Выдерживание параллельности в плоскости когда расстояние между краями тарелок ровное, линейку можно ставить (а не так, как бывает часто в сервизах фирм не только Советского производства, когда плоскости "гуляют" как хотят: один край выше, другой ниже) - показатель внедрения на производстве высоких технологий.
Обратите внимание на блюдца и тарелки. Выдерживание параллельности в плоскости когда расстояние между краями тарелок ровное, линейку можно ставить (а не так, как бывает часто в сервизах фирм не только Советского производства, когда плоскости "гуляют" как хотят: один край выше, другой ниже) - показатель внедрения на производстве высоких технологий.

Спасибо всем, кто дочитал. Не стесняйтесь: комментируйте, задавайте вопросы (даже, на ваш взгляд, самые нелепые) - я их все увижу, осмыслю и на все постараюсь ответить, но уже в следующих статьях. Поэтому: ставьте лайки, подписывайтесь. До новых встреч.

С вами был ПОРЦЕЛИНОВЫЙ ФАН.

18 октября 2021г.