.
.
.
Только лег вчера спать, как по каналу Звезда начался старый советский сериал про разведчика Михаила Тульева. В итоге, вместо того, что бы спать, стал смотреть этот фильм, потому, что очень люблю его. Хотя, если быть честным, нравится мне только первая и вторая часть, ( Ошибка Резидента и Судьба Резидента ) они и вправду сильные , даже не шпионскими страстями, (в духе послевоенного советского политического фэнтэзи) а психологией, характерами ,типами, лицами, отношениями, и образами. Георгий Жженов играет настолько сложно и убедительно , (на уровне образа, мимики, интонации, ), настолько его игра не лжет ни в одном месте, что он на протяжении всего фильма завораживает, и гипнотизирует своей игрой. Эти слова отнесешь, и к актеру Михаилу Ножкину , который более , чем убедительно играет, вначале уголовника Бекаса, (всему этому веришь) а потом, столь же убедительно играет русского контрразведчика, который лишь прикидывался уголовником. В качестве сравнения, это не отнесешь к Вячеславу Тихонову сыгравшему Штирлица в другом советском сериале, (Семнадцать мгновений весны) . Тихонов красивый мужчина, похоже он и сам это понимает, и просто позирует весь фильм. То он в немецком, офицерском мундире, то в дорогом костюме, то в старом мерседесе, то грустит и курит в кафе. То в профиль повернется к зрителю, то в полупрофиль.
Ну, красивый мужчина , что тут скажешь. Молодцу все к лицу - любой монолог, любой костюм, любой город, или даже окружение .Но как актер, Вячеслав Тихонов средний, маловыразительный, при этом во всех фильмах , (даже на фоне не менее красивого Василия Ланового, окружившего образ генерала Вольфа из Семнадцати мгновений , неким театрально-романтическим ореолом, отчего образ генерала с тайным поручением посланного на Запад - лишь выиграл. ) Когда как Георгий Жженов - потрясающе выразительный. Бесподобно играет и Леонид Броневой роль начальника секретного отдела германской разведки, Штаубе. Те, кто этот фильм смотрел полностью, помнит, что вся эпопея про Тульева разделена на две части. В первой части (1968 год) речь идет о графском сыне, разведчике Тульеве, засланным в СССР с подрывной деятельностью, во второй части, раскаявшийся, и перевербованный Тульев работает на СССР.
Эту метаморфозу разведчика -аристократа можно понять и объяснить.
Во первых, чисто по человечески, Тульев очень убежденный и искренний. Он по своим чисто аристократическим , контрреволюционным, и антисоветским убеждениям вначале работал против СССР . Но поскольку, Тульев по крови человек русский с дворянской родословной , с возрастом, он понимает, что другой Родины, кроме России у него нет, даже России в образе СССР. Очень многие русские люди из числа эмигрантов, в ходе и особенно в конце великой отечественной войны приходили к симпатии к СССР, даже к сотрудничеству с ним.
В их сознании происходил настоящий психологический и духовный перелом.
И сложный Михаил Тульев в данном случае не оказался исключением. К тому же, сказалась и смерть отца Тульева, тоже разведчика, в конце жизни, близкого к раскаянью за работу против СССР. . Во первых, Тульев оказался одиноким. Во вторых, оставшись без отца, более молодой Тульев, способный взглянуть в будущее, ( и выбрать образ будущего мира) становится более свободным в своем нравственном выборе.
Потому, Тульев и начинает работать на СССР.
К сожалению, не понимаю, почему на фоне столь сильной первой и второй части этого фильма, (под названием Ошибка и Судьба Резидента), и может быть, не такой сильной, как первая, но захватывающей и интересной третьей части, настолько слаба если не пародийна заключительная часть этой эпопеи , снятая уже в перестроечном 1986 году, (вышедшая под названием Конец операции резидента.) Заключительный , состоящий из двух серий фильм оказался еще более провальным, чем даже обрисованная в нем игра западной, германской разведки, чьи сотрудники в фильме изображены дураками.
Что прежде всего досадно бросается в глаза?
Двое итальянцев с заданием засланные в СССР, создают ощущение комедии, (напоминая, то ли героев «Невероятных приключений итальянцев в России», то ли скорее напоминая игру Абдулова в фильме Формула любви, пародийно изображающего из себя итальянца, и исполняющего дуэтом с Фарадой неополитанскую песню ), не говоря об откровенно пародийных нарядах ,которые итальянцы присылают двум в общем -то неглупым советским девушкам в качестве, то ли подарка, то ли гонорара, а то ли аванса.
К тому же, девушкам далеко не провинциальным, и не бедным.
Во всяком случае, сцена в которой две девушки одевают странные наряды, (среди которых встречаются наряды просто нелепые, если не откровенно клоунские), красуясь перед стариком Кутеповым, не выглядит правдоподобной, и как то сразу же сбивает серьезный лад этого фильма, принося в него ненужный элемент глуповатой комедии. Да и выглядит эта сцена чересчур театрально. Девушки по замыслу сценариста – настоящие модницы, и просто не могли бы на некоторые наряды, хотя бы не поморщиться.
В этом месте создается ощущение пародии.
Отношения же диверсанта Брокмана, и бывшего полицая Кутепова , живущего на пенсии, больно уж напоминают отношения Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, чем отношения двух серьезных и опытных рецидивистов. Эта ассоциация с каждым кадром становится все очевиднее. даже, при том, что сам Брокман (сыгранный Кандиновым) получился более- менее убедительным, до тех пор, пока не нашел в качестве напарника глуповатого Кутепова.
Непонятно, зачем робкому Кутепову понадобилось сбивать на автомобиле девушку, по сути ломая весь запланированный шпионский сценарий?
Да и вербует он девушку – грубо и глупо.
А больше всего я не понимаю, зачем нужно было Западу устранять академика Нестерова, (в фильме похожего больше на пожилого, провинциального зажиточного пасечника, чем на академика с мировым именем) по сути это значило идти этим шагом на мировой скандал. Не думаю, что на это бы решилась, в ту пору ,германская разведка, а тем более, американское ЦРУ. Запланированное убийство наделало бы много шума., обострив и без того тяжелую политическую обстановку, в пору холодной войны.
Что совершенно не могло быть в интересах Запада.
Совершенно неправдоподобной выглядит и странная конференция в конце фильма устроенная КГБ, где такой сложный, и напряженный Тульев, (к тому же являющийся секретным разведчиком), так странно вдруг порозовевший, откровенно хвастается своими победами на весь мир, заодно раскрывая и все секреты. Наверное, и вправду сказался возраст. Не только (и пожалуй не столько) Михаила Тульева, но и режиссера Вениамина Дормана.
Другое объяснение найти сложно.
Киллер Чарли , сыгранный Ярмольником, больше похож на придурковатого повесу рок-н рольщика, (и образом и поведением) чем на опытного киллера. В его образе сотканном из слишком уж общих черт, и клише (составляющих образ западного молодого человека с криминальными замашками) нет какой то определенности, и опять же есть клоуничность. Не говоря о том, что Чарли слишком броский, и запоминающийся внешне для наемного убийцы.
Впрочем, в конце концов, это лишь фильм.
Но более всего мне непонятно, каким образом, шеф Тульева , Штаубе, зная, что Тульев крутит с его любовницей Мартой (являющейся и его секретаршей) роман, на это спокойно закрывает глаза? Более того, Штаубе намекает Тульеву, что он давно в курсе ухаживаний Тульева за Мартой, но в то же время делает вид, что как бы и не против.
Может быть, Марта следит за Тульевым по поручению своего шефа?
Или, она уже завербована Тульевым? Но в фильме об этом не сообщается, даже нет никакого намека на объяснение этому странному факту. В фильме вызывают недоумение и многие другие сцены. Разве что сцена войны в Африке, куда вылетает Тульев, снята убедительно , (опять же говоря об образах и типах наемников.)
Бегло, но как то "психологически панорамно".
В остальном же, весь фильм (имея в виду заключительные две серии) держится только на потрясающей игре Жженова, и Броневого, которые этот фильм как то спасают, как и на хорошей , правдоподобной игре некоторых других актеров.
В том числе и актеров малоизвестных.
Но серьезно, этот фильм воспринимать уже невозможно. Это уже не реалистичное политическое фэнтези, а какая -та глупая, комедийная сказка. В итоге, все таки, на самой последней серии (уже в третьем часу ночи) выключил этот фильм.
Обидно, что такой хороший фильм превратили в анекдот.
Правда, засыпая, поймал себя на мысли, что фильм содержит помимо буквального и иносказательное, символическое прочтение. В каком то смысле, каждая личность, каждый думающий человек разведчик., посланный в мир земной.
И у каждого человека своя миссия , и судьба на земле.