БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ ( Для учащихся ДШИ №1)
Дождь, этот удивительный посланник неба, как по мановению волшебной палочки, меняющий краски окружающего мира. Многие художники любят изображать дождь, дождливую погоду. Они видят в этом, свою, особую красоту и красками выражают своё отношение, к дождливым переменам.
Ох уж эти краски! Сколько же счастья, радости, тревог и волнений доставляют они художнику! Сколько тайн и загадок скрыто в них. Они всегда являются главным материалом в создании изображения, и от них зависит, какой получится картина. На ней краски обретают свою жизнь. Вместе с художником, они, как бы размышляют о явлении и создают его образ, - то есть, видимое подобие на изобразительной плоскости. В этом и заключается смысл жизни красок на плоскости - создавать образ. Это их главная задача, их предназначение. И от того, как они справляются с этим, зависит художественное качество произведений.
А качество в искусстве, это и очень важно, и очень сложно. И это, возможно, самый главный вопрос искусства. Ведь многие десятилетия, а то и столетия отстаивают люди свою точку зрения, свои взгляды на искусство. Одним нравится одно, другим - другое, и каждому нравится своё, то, что близко и понятно ему. И это хорошо, потому что искусство даёт человеку такое право.
Когда - то, во второй половине 19 века, жил художник, который был не понят, не принят, обижен зрителями. Им не нравились его картины, они не понимали их. А когда его не стало, через некоторое время, произошло чудо. Люди как будто прозрели, у них открылись глаза, и они увидели такое великое явление в искусстве, как картины голландского художника ВИНСЕНТА ВАН ГОГА. Они увидели и признали их художественное качество, художественное совершенство.
Винсент часто изображал природу. Он любил наблюдать её и думать о ней. Она поражала и удивляла его своей красотой, своим настроением, своим характером. Природа была удивительным явлением, достойным внимания художника.
Вот и его знаменитый «ПЕЙЗАЖ В ОВЕРЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ», полон замечательных художественных качеств. Вы можете спросить: - А где же они?
Да везде! Вы только внимательно посмотрите, как прекрасна и удивительна эта картина!
Покой и тишина вокруг. Всё, как будто застыло и молчит. Молчат поля, молчат деревья, молчит белый дом с красной крышей. Одинокий, работающий в поле человек - не слышен. Его и рассмотреть-то не просто - так сливается его фигура с цветом мокрого поля. И только узкая полоса, блестящей после дождя дороги издаёт какие-то звуки. Они негромкие, но отчётливо слышны в наступившей после шума дождевых капель тишине. Но что же это может быть, что нарушает эту прозрачную тишину? Всмотритесь и вслушайтесь.
Это тихонько постукивают копыта лошади, да слегка поскрипывает повозка, в которой сидит невидимый нам возница. Медленно движется по дороге повозка и в этом беззвучном мире, только её тихий голос напоминает о том, что жизнь идёт своим чередом.
Именно напоминает, потому что услышать эти звуки мы не можем. Ведь картина, безмолвна - она говорит на своём, неслышном языке. Эти звуки мы можем только представить - то есть, как будто бы услышать, глядя на картину Винсента.
Посмотрите, какая она светлая и яркая, как прозрачны её краски, как легко ей дышится, как много в ней красивого и выразительного пространства.
Мы смотрим на него сверху и восхищаемся его красотой.
Оно простирается перед нами и лишний раз напоминает о том, КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, ПРИРОДА, ЖИЗНЬ!
Ван Гог так убедительно говорит об этом, так точно ведёт свои художественные поиски, что в результате - явления природы, превращаются в явления ИСКУССТВА.
Может это и есть, художественное качество произведения, когда очевидное и понятное, превращается в поэзию и тайну, и зритель испытывает особые, ни с чем, не сравнимые, ощущения что так может быть. Своей картиной, Ван Гог убедил меня в этом. Посмотрите и вы, может, вы согласитесь со мной.