БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ (Для учащихся ДШИ №1 г. Курска)
Однажды, ко мне на урок пришёл девятилетний ученик и сказал: - Владимир Николаевич, а я вчера с ребятами целый день играл в войну и мне так понравилось.
- Что тебе понравилось? - переспросил я.
- Мне понравилось играть в войну, - повторил он.
- А что такое война, как ты её понимаешь? - не отставал я.
- Ну, - он задумался, - война, это когда стреляют, когда убивают, когда кто-то побеждает, а кто-то погибает.
- Ну и как, ты победил?
- Ну да, мы победили.
- Ты доволен?
- Да.
В это время в класс вошли остальные ученики и я начал урок. Мне захотелось продолжить наш разговор со всем классом - возраст детей позволял это, и я спросил у них: - что они знают о войне. Ответы были самые разные. И тогда, я решил, что могу показать им эту знаменитую картину.
И вот её изображение на большом экране и дети внимательно её рассматривают. Раздаются возгласы: - А что это? Ничего не понятно. Какие - то страшилища. Какая непонятная картина - странные фигуры, какие-то, - и тому подобное.
Наконец, мой первый собеседник поднял руку, встал и спросил: - Владимир Николаевич, что это?
- Это война, - негромко сказал я.
Внезапно наступила тишина, дети притихли. Одна девочка спросила: - Разве бывает такая война, здесь, какие-то непонятные чудовища. Я ничего не понимаю.
- Ну конечно, это не сама война, это картина о войне, это знаменитая «ГЕРНИКА» и её написал великий испанский художник ПАБЛО ПИКАССО, - объяснил я.
Дальше, я рассказал им историю создания картины и попытался объяснить причины появления подобной картины.
И что тут началось - получился очень интересный и эмоциональный разговор. Дети стали высказывать свои мнения и задавать вопросы. Главным, среди всех вопросов был такой: - Почему художник именно так изобразил гибель маленького испанского городка, почему он не мог изобразить это по-другому, чтобы всё всем было понятно?
Я вспомнил эту история, чтобы сегодня рассказать о «ГЕРНИКЕ» вам.
Когда великий испанский художник Пабло Пикассо узнал, что фашистские самолёты разбомбили и стёрли с лица земли маленький испанский городок Гернику - он пришёл в ужас.
- Я не мог спать, я не мог есть, я не находил себе места - как такое можно было сотворить, - рассказывал он.
Огромное количество невинных людей, было просто убито бомбами. Герника превратилась в руины, на огромной территории поселилась смерть. Пикассо понял, что и как человек, и как художник, он не может молчать.
И тогда он решил написать свою «ГЕРНИКУ». Какие же образы получились у Пикассо, что мы видим на его картине?
Помните, когда впервые я показал эту картину своим ученикам, некоторые не просто удивились, но даже не поняли того, что было изображено на картине.
Так вот Пикассо решил, что его «Герника» будет картиной, возможно, для глаз зрителя непривычной, но она обязательно будет символом - символом, осуждающим это страшное злодеяние фашистских лётчиков. Его «ГЕРНИКА», - это будет реквием по безвинно убитым, это будет символическое осуждение войны - войны, как самых страшных отношений между людьми, войны, которая несёт смерть, разрушения, человеческие трагедии. Поэтому, кода вы будете смотреть на «ГЕРНИКУ», вы увидите тоже, что увидели и мои дети.
Вы увидите странные, непонятные, фигуры, вы увидите боль и, как бы услышите стон, погибающих людей, вы почувствуете, как это страшно – война.
Подобными образами, Пикассо хотел сказать именно это. Сказать, чтобы люди задумались, чтобы это никогда больше не повторилось.
Картина пугает не только своим изображением, она впечатляет и своими размерами – 7 метров в ширину и более 3х метров в высоту. Она, как бы призывает зрителя - долго смотреть и думать, смотреть и думать. Говорит: - Люди, вы должны об этом знать, вы должны об этом помнить.
И кто бы, как бы не относился к этой картине - а она действительно сложная и непростая, но мне, как зрителю, кажется, что Пикассо, решил поставленную задачу.
Его «ГЕРНИКА» - это память погибшим, это напоминание о страшных злодеяниях фашизма, это художественный документ 20-го столетия, говорящий о том, что есть что-то такое, чего забывать нельзя.
В конце того урока, мой ученик, с которым начался этот разговор, подошёл ко мне и сказал: - Я никогда больше не буду играть в войну.
Лицо его было грустным.