Владимир Вайншток снимал потрясающие, вошедшие в золотой фонд советского кино, приключенческие картины. По его сценариям сняты такие шедевры как "Мертвый сезон", "Миссия в Кабуле", "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского".
И именно Владимир Петрович Вайншток открыл для отечественного кинематографа жанр вестерн, создавая, к восторгу зрителей, ленты щедро украшенные смачными драками, невообразимой пальбой и сумасшедшими погонями.
Минимум биографии - самое главное
Владимир Петрович Вайншток родился в Санкт-Петербурге, в 1908 году.
Семья жила на Невском проспекте, и шустрый любознательный мальчик с увлечением бегал в находившийся неподалёку кинематограф "Галант". Там же, окончив школу, устроился подрабатывать помощником киномеханика, параллельно с учебой в Ленинградском институте экранных искусств.
В возрасте 19 лет Володю Вайнштока, обладающего хорошим вкусом и несомненным литературным талантом, зачислили в штат студи "Северофильм" и доверили снимать короткометражные документальные фильмы.
И уже в 1936 году, один за другим, на экраны вышли две приключенческие ленты молодого режиссера, поразившие страну.
"Дети капитана Гранта" (1936 г.)
Остросюжетный фильм по одноименному романа Жюля Верна, который до сих пор считается одним из лучших экранных воплощений произведений детской литературы.
Историки советского кино удивляются до сих пор - как смог 28-летний Вайншток в 80 минутах экранного времени так тщательно, безо всяких пробелов в повествовании, достоверно экранизировать сложнейший роман из 3-х частей, где место действия - несколько континентов!
Изумительный подбор актеров и масштабные, впечатляющие натурные съемки! Кроме того, "Дети капитана Гранта" - один из первых советских фильмов, где искусно использованы комбинированные съемки: Вайншток вставил в ленту кадры южноамериканской природы и по экрану бегали настоящие бизоны, антилопы, страусы. А к изготовлению макетов извергающегося вулкана и тонущего корабля молодой режиссер привлек своего друга - Александра Птушко, который впоследствии стал классиком жанра киносказка.
Отдельный успех - две гениальные песни Максима Дунаевского, про веселый ветер и отважного капитана, мгновенно ставшие всенародными хитами.
Сюжет (для тех кто забыл)
Однажды, в водах Шотландии матросам шхуны "Дункан" лорда Гленарвана посчастливилось поймать акулу. В её брюхе нашли бутылку с посланием на трех языках, с мольбой о помощи экипажу корабля капитана Гранта, потерпевшему крушение.
Лорд, не задумываясь возвращается в Лондон для организации экспедиции к островам Новой Зеландии. Но получает отказ - спасти Гранта совсем не в интересах английского правительства, ведь он считается мятежником, мечтающем о свободе Шотландии. Гленарвана находят дети капитана Гранта и уговаривают отправиться на поиски отца на шхуне "Дункан". Отважный экипаж ждут опасные приключения.
Сказать что у картины был грандиозный прокат - ничего не сказать. Кинозалы брали штурмом, фильм смотрели всей семьей по много раз.
"Остров сокровищ" (1937 г.)
Ровно через год после невероятного успеха, сопутствующего картине "Дети капитана Гранта", страна увидела второй приключенческий фильм Вайнштока - "Остров сокровищ".
Молодого режиссера посчитали выскочкой некоторые деятели советской культуры и написали гневное письмо с требованием картину запретить, как "не отвечающую духу времени", "возводящую на пьедестал разбойников и пропагандирующую пиратскую романтику".
Но Вайнштоку повезло - под впечатлением прокатной истории его первого фильма, на открытое письмо в газете "Кино" партия никак не отреагировала, и "Остров сокровищ" победно прошел по экранам страны. А Владимира Вайнштока назначили заместителем директора "Мосфильма".
В тяжелые военные годы, Владимир Вайншток организовывал эвакуацию студии в Алма-Ату, занимался её восстановлением позже, когда "Мосфильм" вернулся в Москву, но в конце 40-х его на долгие годы из кинематографа "вычистили" - в стране началась "борьба с космополитами".
Высокообразованный, интеллигентный, не умеющий за себя постоять Вайншток был вынужден несколько десятилетий работать на должностях, только косвенно имеющих отношение к кинематографу. Но он писал потрясающие сценарии: в 1969 г., на экраны вышел легендарный "Мертвый сезон", а в 1970 г., "Миссия в Кабуле".
Владимир Петрович вернулся в режиссуру в 1973 г., мощнейшим бестселлером, первым советским вестерном "Всадник без головы", опять покорившем страну.
"Всадник без головы" (1973 г.)
Этот замечательный фильм создан по мотивам одноименного романа Майн Рида, совместное производство СССР и Кубы.
Остросюжетный приключенческий фильм про любовь прекрасной Луизы Пойндекстер, дочери богатого плантатора и мужественного благородного, но бедного красавца мустангера Мориса, которого будут судить за подлое убийство брата Луизы Генри.
Зрители, затаив дыхание от страха, до последнего кадра следили за романтической историей, щедро приправленной пугающими кадрами всадника без головы и детективным развитием сюжета.
Вестерн снимали в Крыму, в Белогорске, главной декорацией стала Белая скала (пик - 325 м), именно на её вершине Морис "разобрался" с подлецом Колхауном.
Лошадей для съемок привезли из Подмосковья, каждая стоила целое состояние - под 10 тыс руб, их берегли как зеницу ока. "Темнокожие рабы" - студенты из Симферополя - приезжали на автобусе, а в массовке участвовали местные жители.
Картину посмотрели почти 52 млн зрителей! Фильм занимает 33 место за всю историю проката.
"Вооружен и очень опасен" (1978 г.)
В год своей смерти, Владимир Вайншток подарил стране ещё один вестерн, фильм по роману «Габриэль Конрой» и рассказам Фрэнсиса Брета Гарта, который посмотрели 40 млн зрителей.
Приключенческая история о захолустном городке, где однажды, один из вечно впутывающихся в злоключения жителей, на своем участке обнаруживает нефть. От внезапно свалившегося на Габриэля богатства он будет пить, страдать и участвовать в невероятных событиях.
Есть в фильме и классическая героиня вестерна - несчастная певичка Жюли Прудом, которую заставят выйти замуж за Габриэля, чтобы потом сделать вдовой и заполучить его землю.
Владимир Высоцкий специально для картины написал 7 песен, одну исполняет он сам, три - Людмила Сенчина, снявшаяся в роли Жюли Прудом.
Владимир Петрович Вайншток умер 18 октября 1978 года, через 2 месяца после громкой премьеры "Вооружен и очень опасен". Ему было 70 лет.
Может быть вам будут интересны другие публикации канала:
Лучшие роли в кино Екатерины Градовой
Николай Парфенов - король комедийных эпизодов
Лучшие фильмы Александра Рогожкина
Лучшие роли Татьяны Гавриловой, сыгравшей Ингу - жену спекулянта Семицветова в культовой ленте "Берегись автомобиля"
Анна Никритина - зведа театра, муза Мариенгофа, единственная роль которой в кино - мамаша Зурито в фильме "Человек амфибия"
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, не забудьте поблагодарить автора лайком и подписаться на канал!