"Очень верная жена" (1992)
...Парень встретил девушку. Они поженились, он уехал на золотые прииски в Сибирь и попал в тюрьму за кражу...
История фильма Валерия Пендраковского "Очень верная жена" довольно банальна. Ее спасает искренность молодых актеров Валерия Николаева и Натальи Чернявской, сыгравших своих ровесников 1990-х.
Персонаж Николаева, провинциал, приехавший в Москву, строит бесконечные, но несбыточные прожекты быстрого обогащения.
Обаятельный, улыбчивый, но совершенно не приспособленный к самостоятельной жизни, он всякий раз попадает под каток суровой действительности.
Героиня Чернявской, оставшись с ребенком на руках, вопреки логике продолжает любить своего непутевого мужа, хотя вроде бы имеет неплохой шанс уехать в Австралию, став супругой обеспеченного журналиста влиятельной газеты...
Валерий Пендраковский в своем фильме балансирует между жанрами мелодрамы и драмы, решая эпизоды картины то в ключе однозначного плаката, то обогащая отношения персонажей психологическими нюансами.
Финал "Очень верной жены" получился столь же неопределенным и растерянным, как и ее жанр. Впрочем, неопределенность и растерянность - черты, свойственные не только многим россиянам, но и самой России 1990-х...
Александр Федоров, 1993
"Палач" (1990)
... Поруганная женщина, решив отомстить своим обидчикам, обращается к услугам наемных убийц...
Сценарий Сергея Белошникова, возможно, мог стать основой для приличного триллера. Мог. Но , на мой взгляд, не стал...
Фильм Виктора Сергеева "Палач" оказался где-то посередине между двумя жанрами.
Для триллера ему явно не хватает упругого динамизма, рубленного монтажа эпизодов.
До психологической драмы "Палач" явно не дотягивает из-за достаточно одномерно разработанных характеров-масок, необязательности и банальности многих сцен, сюжетных натяжек и далеко не всегда убедительной актерской игры.
При всем том чувствуется, что авторы в чем-то шли наперекор клише разоблачительной "чернухи".
К примеру отказались от эпатажно-соблазнительного эпизода "поругания" главной героини, не без умысла оставив его "за кадром". Понятно, что без этого "шокинга" трое виновников вызывают больше сочувствия в качестве жертв мести.
Тема палача и жертвы, которые нередко могут меняться местами или парадоксально уживаться в одном и том же человеке, - одна из вечных тем в искусстве. Особенно ярко она проявилась в западном кино 1970-х в фильмах Стэнли Кубрика, Луи Маля, Лилианы Кавани...
"Палач" Виктора Сергеева представляет, вероятно, лайт-вариант этой темы.
Хотя по мне, так лучше вместо подобной адаптации авторы сняли бы крепкий боевик без претензий на философичность и притчеобразность...
Александр Федоров, 1991