Найти тему

Решение задач методом лотереи: авось угадаю. И наследие советской педагогики.

Осеннее утро выходного дня. Яркое солнце, довольно теплое для этого времени. Из окна виден парк. Окрашенные в желтые и красные тона деревья, как будто горят. Почему бы не поработать в этот чудный день? Провести только одно занятие. Вне плана и рабочего графика. Просто отклик на просьбу помочь разобрать тему.

Ничего не предвещало беды. Нужно было потренировать решение задач на части. Такого типа:

Для приготовления варенья взяли 3 части яблок и 1 часть слив. Определите сколько килограмм варенья получилось, если яблок потратили на 26 кг больше, чем слив.

Первое, что должно было насторожить это заявление, что задачи нужно решать уравнением. Задачи прекрасно решаются арифметически. Но желание клиента — закон.

Начали разбирать первую задачу. Выяснилось, что понятия «части» в голове нет. Вроде разобрались. Перешли ко второй задачи. В ней нужно было найти разницу между количеством частей. И здесь мы застряли. Моя обычная тактика работы: навести ребенка на решение задачи с помощью системы вопросов, не работала. Может парень не привык к такому, мы с ним редко работаем. Но он уперся во фразу: «Я не знаю. Не понимаю. Слишком сложно.» Других ответов на свои вопросы я не смогла добиться.

А дальше начался кошмар. Он стал перебирать действия и числа. Составлять из них немыслимые комбинации. На вопрос: «Что ты так найдешь?» ответа не было. Точнее был. Тот же. «Я не знаю». И другое действие.

В итоге мне не удалось пробиться через это. Сдалась и написала решение задачи. В ответ услышала: «Вот теперь понятно».

Что ему стало понятно, я не спросила. Мне уже было не по себе от всего происходящего. Моих постоянных учеников мне удалось от этого «угадывания» отучить. Мы выполняем действия только если понимаем, что найдем. Зачем оно нужно. Тыкать в небо пальцем бесполезно.

С этой историей я пошла к своей знакомой. Бывший учитель, работала в школе лет тридцать назад. Она поведала следующее.

Когда-то дети писали вопросы при решении задач. На первом этапе разбиралось условие задачи и вычленялись данные. Затем из них выбиралась пара связанных условий и нужно было задать к ним вопрос.

Это меня поразило. Дети придумывали вопросы сами. Умение задавать вопросы кажется естественным. Но этот навык тоже требует тренировки. Ведь спрашивать нужно так, чтобы получить нужный ответ.

Ученики записывали придуманные вопросы, а затем находили ответ с помощью действия. Таким образом создавалась связка между арифметическим действием и реальной ситуацией.

Слышали ли вы про такой метод? Приходилось ли использовать. Поделитесь опытом, как это работает.