Путешествую по крайнему западу Эстонии, мы свернули на просёлочную дорогу, и в роще у просёлки не с первой попытки отыскали следующую мызу Кясквере (Каскефер), первое впечатление от которой Саша сформулировал примерно так: "Я думал, тут будет что-то колоритное и убогое, а оказалось - тривиальное и убогое". Между тем, нетривиальность становится ясна, если знать её возраст - эта гипертрофированная крестьянская хата построена где-то на рубеже 17-18 веков, при шведском владычестве, и является таким образом старейшим в постсоветских странах деревянным загородным домом (ну, за исключением архаичных изб Зауралья):
И как-то напрашивается мысль, что построить её должен был какой-нибудь преуспешвий эстонец, но нет - когда она строилось, это было владение аристократического шведского дома Унгерн-Штернбергов, то есть видимо это вполне нормальный облик для "первого поколения" остзейских мыз. Ещё раньше, правда, тут жили фон Насакены - потомки Леонтия Насакина, царского воеводы времён Ливонской войны, перешедшего на сторону шведов.
В 1680-х годах мыза была конфискована шведским правительством в государственную собственность (как и многие другие остзейские землевладения, и это накануне Северной войны была огромная ошибка), в 1737 - передана роду Делагарди, а со времён I республики превратилась в обычный жилой дом. Теоретически, у неё и сейчас есть владелец, и видно, что мыза не заброшена - но на её двор мы прошли свободно:
Внутри, судя по всему, колоритные интерьеры, тем более хозяева явно ценители народной старины. Я сфотографировал сквозь двоеное стекло гигантскую печь русского типа:
Где-то в тех же краях - заброшенная церковь. Многие эстонские цекви опустели в 1905 году, когда вышел указ о веротерпимости, позволяющий в том числе перекрещиваться из православия - и перешедшие в русскую веру в надежде так освободиться от баронов в середине 19 века эстонцы начали массово возвращаться в лютеранство (хотя и не так массово, как латыши). У этой церковки, по крайней мере, вид такой, будто бы она покинута лет сто: