Искренне не понимаю, почему СМИ себя хоронят заживо, хоронят саму мысль о качественных материалах, аналитике и нетупых потребителях.
Есть разные модели монетизации в любом бизнесе:
1. Много потребителей с небольшими доходами и небольшим средним чеком. Ориентируются на эмоции как при совершениии покупок, так и при чтении материалов;
2. Мало потребителей с высокими доходами и большим средним чеком. Ориентируются на аналитику как при совершении покупок, так и при чтении материалов.
Вот интересные данные аналитического центра Data Centric Alliance (DCA): «Как выяснилось, наименее обеспеченные слои населения (для Москвы это доход до 60 тыс. рублей в месяц) читают Kp.ru, Gazeta.ru и M24.ru. Наиболее обеспеченные люди (в Москве это более 130 тыс. рублей) — Kommersant.ru, Meduza.io, Inosmi.ru, Slon.ru, RBC.ru».
Итого: если делаешь аналитические материалы, то можешь монетизироваться за счёт рекламодателей и инструментов типа РСЯ, у которых объявления будут ориентированы на платежеспособную аудиторию.
Хорошо, а как же переходы на сайт — один из столпов онлайн-рекламы? Разве не лучше писать кликбейтные заголовки и новости по трэшовым инфоповодам?
Ну, можно добиться посещаемости не только желанием человека кликнуть на «жареную» новость, но и цитируемостью. Например, издание встречается с экспертом, делает качественную аналитику (а тут я убеждена, что журналист должен хорошо понимать то, о чем говорит эксперт), а уже потом на него ставят гиперссылку всякие мелкие массовые порталы в духе «Как сообщают „Известия“...». Собственно, можно по этому вопросу посмотреть данные «Медиалогии» за июль 2020.
Самое интересное, что журналистика, возможно, уже упустила время, когда можно было активно вписаться в среду аналитических СМИ. Ибо бизнес гораздо смекалистее, он теперь работает за себя и за Сашку. Зачем размещать рекламу в сторонних СМИ, если в эпоху интернета и доступных технологий можно сделать СМИ самостоятельно? И вот появляется условный «Тинькофф.Журнал» который в некотором смысле отделён от самого банка, при этом функционирует по сути как полноценное СМИ о финансах, бизнесе и инвестициях, где сам банк рекламируется очень нативно через единый фирстиль, название и т.д.
В таком случае с одной стороны читателю не надо гадать, кто даёт деньги журналу и пронизываться недоверием к потенциально ангажированному СМИ — всё довольно прозрачно. А с другой — авторитет «Тинькофф.Журнала» подпитывается тем, что это банк, а банк, очевидно, разбирается в финансах. При этом сам банк получает с помощью журнала репутацию, упоминания и запускает щупальца в медиапространство там, где прямые рекламные объявления запрещены, а вот аналитика — пожалуйста.
Или, например, бизнес может бесплатно публиковаться на площадках образовательных мероприятий и/или привлекать клиентов, сделав отдельный проект по обучению или разъяснению чего-то: и вот люди приходят на мастер-класс или курс, специалисты компании как преподаватели подтверждают свою экпертность, формируя образ компании как экспертной — и вчерашние ученики с радостью обратятся в неё потом или порекомендуют знакомым.
Возникает вопрос: заменит ли социально ответственный бизнес СМИ, НКО и образовательные центры? Оставлю его открытым 🙂
И послесловие — цитата из «Тинькофф.Журнала»:
«Как-то мы встречались с одним очень известным редактором российского СМИ и он прямым текстом сказал: „Вы никогда не наберете миллион читателей, пока не начнете писать про сиськи Семенович… или сколько она зарабатывает, раз вы про бабки“. Ох, как он ошибался. Сейчас у нас два миллиона читателей и ни одной Семенович».