Найти тему
ПроАвтобизнес

Раздача невиданной щедрости, или кто получит инфраструктурные кредиты на обходы, дороги, развязки, метро и трамваи.

Выступая с посланием перед депутатами федерального собрания 21 апреля 2021 года, президент Российской Федерации Владимир Путин неожиданно предложил новый инструмент развития транспортной инфраструктуры – инфраструктурные кредиты.

На что же будут выделять эти инфраструктурные кредиты? Президент в своем послании федеральному собранию перечислил: приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии. Последнее нас особо в этом материале не заинтересует.

Вдобавок, президент также перечислил ряд объектов, которые бы служили людям и открывали новые возможности. Среди них Северный широтный ход (железная дорога) в Ямало-Ненецком автономном округе (да-да, та, которую начинали еще при Сталине), развитие сети метро в Нижнем Новгороде. На особом месте стоят два города-миллионника – Челябинск и Красноярск, где что-то надо делать с недостроенным метро.

На инфраструктурные кредиты федеральный центр выделит 500 млрд руб. до 2024 года. Правительственная комиссия принимает заявки до 20 октября. Впрочем, уже одобрены первые два десятка из них. Среди них много дорожных объектов. Смысла перечислять их нет. Но мы остановимся на особо значимых и самых масштабных, которые вызывают несомненный интерес. Ведь согласитесь, что строительство канализации в Ставрополе или дороги к жилому комплексу «Молодой Оренбург», или реконструкция дорог в исторической части Углича и Ростова Великого в Ярославской области это не те объекты, которые заинтересуют нашу аудиторию.

Метро – всем сестрам по серьгам

А вот что интересно. В 9 городах России есть действующее или строящееся метро. Точнее будет сказать, что после 2010 года, когда прекратилось финансирование метростроительства, в большинстве из них подземная стройка заглохла. Только Москва и Санкт-Петербург смогли продолжить такое строительство. Остальные города-миллионники фактически забросили свои метростройки. Особенно неприятен был факт заморозки в Омске, Челябинске и Красноярске, где жители так и не успели воспользоваться подземным транспортом.

Первыми правительственная комиссия одобряет инфраструктурные кредиты Самарской области, затем Нижегородской. В этих областных центрах с середины 80-ых годов прошлого века уже работает подземка. Но, поскольку сеть метрополитена в этих городах недоразвита, то ею пользуются не слишком много пассажиров. Метро Самары уже стало притчей во языцах, как известно, это самый маловезущий метрополитен страны. И есть от чего. Линия метро не дошла до центра, остановившись в двух километрах от него на станции «Алабинская».

Метро в Самаре так и не дошло до исторического центра
Метро в Самаре так и не дошло до исторического центра

В своей заявке Самарская область просит финансовые средства на строительство одного перегона до самой большой площади в Европе – площади Куйбышева, где будет сооружена станция «Театральная». Как известно, на площади расположен театр. Правительственная комиссия одобрила кредит Самарской области на 10 млрд руб.

В Нижнем Новгороде линия метро пришла в исторический центр еще в 2012 году, в день 400-летия народного ополчения Минина и Пожарского. Однако в целом нагорная часть Нижнего, где расположен исторический центр не охвачена метро, поэтому здесь должны появится две станции «Сенная» и «Оперный театр». Также в дальнейшем нижегородцы надеются на кредитную помощь на продлении метро в центр Сормово.

Станция "Горьковская" пока единственная в нагорной части центра Нижнего Новгорода
Станция "Горьковская" пока единственная в нагорной части центра Нижнего Новгорода

В Челябинске, где метрополитен строится с 1992 года и до сих пор не введен в эксплуатацию пошли другим путем. Небольшой построенный подземный участок с недостроенными станциями «Торговый центр», "Комсомольская площадь" и др., проходящий под рекой Миасс предложено интегрировать с трамвайной сетью города. То есть в результате получится этакий метротрам, как в Волгограде. Таким образом, будут сэкономлены огромные средства. Ведь если бы строилось классическое метро, нужны были бы фантастические средства. Да и эффект от линии-коротыша оказался бы мизерным.

Перспективная станция "Комсомольская площадь" в Челябинске будет обслуживать метротрам
Перспективная станция "Комсомольская площадь" в Челябинске будет обслуживать метротрам

А вот Красноярску, где также нужно что-то делать с недостроенным и законсервированным метро вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий инфраструктурные кредиты, велел сократить сметную стоимость проекта первой очереди метро до 89 млрд руб. Дело в том, что в начале 90-ых специалисты «Харьковметропроекта» предложили глубокое заложение метро на берегах Енисея, как в Санкт-Петербурге. Но сегодня, поскольку развитие строительных технологий идет семимильными шагами, предложено заглубить станции не на 60 метров, а всего на 20-25. Технологии позволяют раскрывать такие котлованы, отпадают дорогие подземные работы закрытым способом.

Пока неясно, что будет с недостроенным метрополитеном в Омске. Там построена одна станция «Библиотека им.Пушкина» и метромост через реку Иртыш, где на втором уровне должны быть уложены рельсы и ездить поезда метро.

Двухуровневый метромост им.60-летия Победы в Омске. Что будет на втором уровне вместо метро? (фото Славы Степанова)
Двухуровневый метромост им.60-летия Победы в Омске. Что будет на втором уровне вместо метро? (фото Славы Степанова)

Местное экспертное сообщество предлагает пустить там троллейбус, или автобус (получив что-то наподобие метробуса). Наш канал рассказывал о метробусе здесь.

Трамвай желание

В СССР, как известно, был такой порядок. Если город достигал численности населения в один миллион человек, то в перспективный генеральный план проектировщики закладывали метрополитен. Но не все города, преодолевшие заветную планку, получили подземку. 6 июня 1996 года президент Ельцин был в предвыборной поездке, пунктом остановке была столица Республики Башкортостан Уфа. Для высокого гостя провели церемонию начала строительства уфимского метро. Но его сегодня нет. Еще в середине нулевых городские власти отказались от масштабно стройки.

-6

В другом российском городе-миллионнике Ростове-на Дону не проводили пышных церемоний, но о метро также грезили. Даже создали управление по строительству метро, которое не построило ни одного метротоннеля. Дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Но сегодня Ростовской области одобрен инфраструктурный кредит на 15,7 млрд руб. Средства пойдут на модернизацию трамвайной сети Ростова-на-Дону. В рамках проекта будет три новые линии протяженностью 77 км, а также обновлено 98 км существующей сети, закуплено 98 новых трамваев. Три новые линии трамвая соединят центр Ростова-на-Дону с новыми жилыми районами – Левенцовский, Верхний Темерник, Суворовский, Вересаево и др. И никакого метро не понадобится. Также инфраструктурный кредит на развитие трамвайного движения одобрен и Свердловской области.

Уважаемые читатели, что вы думаете о перспективном развитии метро и трамвая в крупных российских городах? Пишите в комментариях