Facebook начинает амбициозный проект по созданию «метавселенной». Это будет виртуальное пространство, которое позволит пользователям социальной сети преодолевать расстояния и законы физики. Идея в том, чтобы с помощью очков виртуальной реальности (и не только!) можно было встречаться с друзьями в реалистичных комнатах или вымышленных мирах.
Марк Цукерберг, основатель Facebook, уже собирает группу разработчиков. Возглавлять её будет руководитель отдела продуктов Instagram Вишал Шах. Цукерберг заявил, что Facebook скоро перестанет быть обычной социальной сетью, а станет компанией-«метавселенной». Конечно, такой масштабный проект требует времени. Цукерберг предполагает завершить его через 5 лет.
Сам термин «метавселенная» придумал Нил Стивенсон в 1992 году в своём культовом киберпанк-романе «Лавина». Метавселенная – это коллективное виртуальное пространство, новая итерация интернета. Она состоит из множества объединённых виртуальных миров, по которым могут свободно перемещаться пользователи.
Как и в романе, в реальности Цукерберг хотел бы видеть метавселенную свободной, не принадлежащей какой-либо конкретной компании.
Основная идея метавселенной в том, чтобы люди могли не просто просматривать контент, как в интернете, а находиться внутри него. Посещать разные места, испытывать новые ощущение – всё то, что невозможно получить в 2D-приложении или на веб-странице.
Причём это больше, чем просто виртуальная реальность. Метавселенная будет доступна на всех платформах: VR и AR, а также ПК, мобильные устройства и игровые консоли. Так что 3D – не единственный вариант. Например, пользователи смогут посетить 3D-концерт со своего телефона, где будут использоваться как 2D элементы, так и 3D.
Что можно делать в метавселенной
У многих метавселенная ассоциируется с играми. И, вероятно, развлечения действительно будут важной её частью. Но именно частью. Она станет пространством для общения, работы и творчества. Например, популярные сейчас во все сферах бизнеса онлайн-встречи могут выйти на новый уровень. На данный момент видео-конференции представляют собой набор квадратиков на экране, а метавселенная позволит создать ощущение полного присутствия, живого общения, несмотря на разделяющее людей расстояние.
Также метавселенная открывает обширные возможности для работы. Если сейчас для решения проблемы вам приходится звонить коллеге и объяснять ему контекст, то в будущем он сможет буквально заглянуть во все ваши рабочие мониторы, открытые проекты и т.п.
Метавселенная также способна открыть новые рабочие места. Например, станут востребованными дизайнеры локаций, где происходят встречи, появятся артисты, которые смогут устраивать шоу в виртуальной реальности, создатели виртуальных товаров (например, одежды), люди, которые займутся обеспечением безопасности и многое другое.
Возможно, нас ждёт новая альтернативная реальность, в которой можно будет проводить большую часть времени. Но это явно произойдёт не сразу. Полное погружение в метавселенную требует шлемы виртуальной реальности. Но пока они, увы, несовершенны. Как минимум, устройства слишком громоздкие, чтобы проводить в них много времени. Однако технологии развиваются, и каждая версия становится все лучше и лучше. Хороший тому пример – Quest 2, ставший настоящим хитом. Так что возможно, через пять лет откроется новая глава развития Интернета.