Роскошный черноморский субтропический климат Закавказья. Некогда "всесоюзная" здравница и курорт самой большой страны, а ныне непризнанная почти никем республика Абхазия. Война здесь закончилась почти тридцать лет назад, а народ и территория так и застряли в каком - то неопределенном и "полу" - разрушенном, заросшем и легальном статусе.
Одно из мест куда я обязательно хотел попасть в своей короткой поездке по Абхазии было Сухумское Локомотивное Депо. Оно было открыто в 1942 году и было единственным на этом участке Закавказской железной дороге и сейчас является единственным на Абхазских железных дорогах.
Депо формально работает, но фактически это "полуживое" предприятие. Про депо я расскажу отдельно.
До войны в Сухумском депо было приписано только больше тридцати грузовых электровозов ВЛ8, не считая других локомотивов. И меня интересовали именно оставшиеся здесь ВЛ8.
Когда началась грузино-абхазская война 1992-1993 года, территория была занята грузинскими войсками. Здесь шли активные боевые действия, территория подвергалась бомбардировкам и артобстрелам и подвижной состав, здания и инфраструктура очень сильно пострадали.
Как говорят местные, во время войны большую часть парка Сухумского депо "угнали" в Грузию, пока участок дороги не успели разрушить. В Грузию успели увести с десяток ВЛ8, несколько ЧМЭ3, несколько электропоездов ЭР2 и десятки пассажирских вагонов.
Неликвидный же подвижной состав и локомотивы приписанные к депо, так и остались здесь и были признаны негодным для дальнейшей эксплуатации. В том числе и очень любопытные ВЛ22. Позднее всё это добро начали медленно пилить на металл.
Один из сожженных пассажирских составов так и стоит на задворках депо до сих пор.
Шли годы, часть подвижного состава переместили в Адлер и далее попилили на металл в России, и к 2021 году в Сухумском депо осталось только несколько любопытных локомотивов. И один из них - это ВЛ8-1616
ВЛ8 - советский двухсекционный восьмиосный магистральный электровоз, выпускался с 1953 по 1967 год. Сначала он использовался как грузовой локомотив, а в 1970-х годах его модифицировали и для пассажирского движения.
До начала 1960-х годов он являлся одним из самых мощных локомотивов в стране.
Массовое списание "восьмерок" происходило в 90х и начале "нулевых" и сейчас таких динозавров можно встретить только в некоторых бывших республиках СССР - Армения, Грузия и Азербайджан.
В Сухуми же мне на глаза попался только один локомотив ВЛ8-1616 в состоянии полнейших "дров".
Это один из последних выпущенных в серии ВЛ8 и локомотив был произведен в 1967 году. Всего было выпущено чуть более 1700 единиц электровозов.
ВЛ8-1616 начинал свою "локомотивную" жизнь в Пензе, потом трудился в Рузаевке, позднее его передали в Тбилиси и с 1980г он трудился в Сухуми.
Мне попадались фотографии, где этот электровоз еще стоял внутри здания депо. Там видимо с него скрутили, что можно было скрутить и "выкинули" его ржаветь на улицу.
В кабине машиниста все разграблено, разбито. Печальное зрелище, увы.
С электровозом всё понятно, не менее интересно было заглянуть и частично сохранившийся пассажирский состав, где есть даже вагон-ресторан и несколько с трудом узнаваемых плацкартных вагонов. Но об этом в следующий раз