Для современного россиянина, считающего себя христианином, на 100 процентов очевидно, что Россия - православная страна (хотя бы в центральной её части), и что православие предначертано русскому человеку свыше. Однако мы, как обычно, заблуждаемся, и в конце 10 века никто, включая князя Владимира I, не знал, чем закончится его религиозная реформа. А теперь обо всём этом подробней.
Языческая держава
Русь 9-10 веков была языческой страной. Славяне кланялись своим богам, русы приносили жертвы другим, и такое положение всех устраивало. Однако русы не сидели на месте. Они завоёвывали одно славянское племя за другим, осваивали торговый путь "из варяг в греки", богатели, прорастали корнями на Днепре, и по мере усиления своей власти русские (они же киевские) князья стали думать о новой религии.
Искушение восточным христианством
Действительно, первым делом взгляды русов устремились в сторону православного Константинополя. После нападения 860 года Аскольд и Дир крестились по православному обряду. В 874 году в Киев прибыл архиепископ. Патриарх Фотий хвастался, что киевские русы стали "подданными и друзьями" империи. Действительно, в Киеве до 944 года действовал христианский храм, но сам Киевский князь оставался при этом язычником.
Гипотетическая возможность обратить Русь в православие появилась в 957 году. Княгиня Ольга, вдова князя Игоря Старого, приехала в Константинополь. Император и патриарх намеренно оказали ей самые высокие почести - усадили за золотой стол вместе с императорской семьёй, торжественно крестили и одарили золотом и шелками. Усилия, однако, пропали зря. Как пишет историк Дж. Харрис,
"Возможно, она [Ольга], как и болгарский хан Борис, опасалась, что принятие христианства из Константинополя приведёт к потере независимости, и вскоре после своего визита Ольга пригласила в Киев христианских миссионеров из Германии".
Как видим, крещение Ольги по православному обряду ничего для неё не значило. По крайней мере, она рассматривала другие варианты. Её сын Святослав и вовсе презирал христианство. Впрочем, это касалось всех мировых религий.
Выбор веры или колебания 987 года
Критический момент для Руси настал в 987 году. Великий князь Владимир I решил отказаться от надоевшего ему язычества, а заодно и от распутного образа жизни. Узнав об этом, в Киев прибыли миссионеры из разных стран. Они были приняты при дворе и каждая "миссия" получила возможность изложить основы своей религии. Устроенный князем "блиц-опрос" показал, что краткого ознакомления недостаточно. Что касается ислама, то он будто бы перестал интересовать князя, "как только выяснилось, что у мусульман запрещён алкоголь". Несколько иначе эту историю рассказывает "Повесть временных лет".
Версия ПВЛ
Согласно "Повести", сразу после отъезда миссионеров Владимир собрал своих мудрейших бояр и сообщил им о приходе болгар (магометан), немцев и иудеев.
"После всех, - сказал он дальше, - пришли греки, хуля все законы, а свой восхваляя. ... Рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет и не умереть ему во веки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы к уму приложите, что ответите?"
Здесь видно, что до встречи с миссионерами из Константинополя Владимир понятия не имел о сути византийского христианства. Это, в свою очередь, означало, что никаких приоритетов в вопросе выбора веры у него не было. Да и бояре не знали, на каком варианте остановиться. Зато они дали князю дельный совет:
"Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу".
Так он и поступил - решил выбрать религию по красоте церковного обряда. Нечего и говорить, что в "номинации" победила Византия с её пышными церковными обрядами.
"И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах".
Всё, дело было сделано, выбор предрешён, и князь сказал только: "Где примем крещение?". А бояре ответили: "Где тебе любо".
Постскриптум
Решение князя кажется нам логичным - всем нам свойственно стремление к красоте. Но вот что любопытно. В 8-9 веке в Византийской империи шла религиозная война между "иконоборцами" и "иконопочитателями". Иконоборцы требовали уничтожить иконы и запретить пышные обряды, считая всё это "идолопоклонством". Дело дошло до того, что в 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон.
Однако потом "иконопочитатели" отыграли свои позиции. Раззолочённые иконы и пышные обряды вернулись на своё место и поразили русских послов в самое сердце. А если бы "иконоборцы" победили? Возможно, Владимир бы передумал насчёт алкоголя и принял мусульманство или немецкий обряд или даже иудаизм. Так что "неисповедимы пути Господни". Аминь.