Найти тему
Пенсионер с удочкой

Рискованный тест новых лодок на Лосевских порогах

Лосевские пороги - одна из рукотворных достопримечательностей Карельского перешейка. Пробитая в 1857 году перемычка между озерно-речной системой Вуокса и озером Суходольское, образовала бурную порожистую Лосевскую протоку. Своего изначального предназначения - дать коротки водный путь из Финляндии в Ладогу и далее в Неву, протока так и не реализовала, но стала в наши дни излюбленным местом туристов-водников. Пожалуй единственный в Ленинградской области порог с таким мощным водосбросом почти круглый год привечает различных любителей водного туризма.

Порог достаточно хорошо изучен, и относительно несложно проходим. Глубина в протоке достаточно большая , коварных камней нет, кроме единственного хорошо видного Жандарма почти на самом выходе из протоки в Суходольское озеро.

Я в восьмидесятые-девяностые не раз с друзьями проходил этот порог и на байдарке, и на туристическом катамаране. А вот на моторной лодке давно хотел, но как-то не случилось. Последний раз намерение пройти водой порог было в экспедиции за ДНК лосося, в которой я принимал участие летом 21 года. Но тогда неисправности в моторе не дали мне реализовать задумку.

И вот внезапно, на грани случайной информации, узнаю, что мой друг Михаил (по совместительству главный конструктор лодок фирмы "Гладиатор") собирается на Лосевский порог, тестировать новые лодки. Даже не уточнив, какие, я напрашиваюсь к нему в компанию. И вот ранним осенним утром мы стартуем.

Погода радует последними днями золотой осени. Ищем подъезд к озеру. когда-то свободный и общедоступный берег Суходольского озера в Лосево стал "хозным", застроенным, облагороженным и огороженным. Не буду спорить, что лучше - частные руки и порядок с чистотой, или общая доступность и грязь с горами мусора и "грибами-подбумажевиками" по всем окрестным кустам. На мой взгляд - государство должно обеспечивать порядок на доступных территориях. Оно не умеет это делать. Раздает землю в частные руки в надежде на обеспечение порядка таким путем. Жаль. Но... Что выбрали...

Частный инвестор порядок на берегах навел. Но заборы поставил. Кроме заборов поставил много чего еще. Туалеты, прокат лодок, сцену, и даже "индейские национальные избы - фигвам называется"

В общем, время моей юности с туристической вольницей на берегах протоки теперь даже не вспомнить. Берега облагородили, это безусловный плюс. И сделали успешным (надеюсь, что успешным, иначе на фига вообще это было затевать) бизнесом.

Заплатив 150 рублей за подъезд к воде и 200 за стоянку, подъехали к берегу и начали собирать лодки. Уже первая лодка поразила меня количеством клапанов. Четыре отсека баллонов, и три отсека надувного дна.

-2

Конечно качать такую махину ножным насосом замучаешься. Тем более лодки и сами немаленькие. Одна 4,2 метра, другая 4,5. Но "у нас есть такие приборы... но мы вам о них не расскажем", как поет группа Манго-Манго.

-3

Процесс подготовки к выходу пришел проконтролировать представитель базы. Их много приходило потом, но первым конечно пришел самый главный.

-4

Убедившись, что "все идет по плану", он удалился по своим делам. А мы тем временем накачали тестируемые изделия.

Самое мое большое удивление вызвали не лодки, а моторы. Впрочем по порядку. Лодки оказались новой разработкой "Гладиатора" под водометные двигатели.

Особенности конструкции. Высокий транец, под водомет, усиленное дно, выносные баллоны по бокам улитки водомета.

-6

Кстати, у двух лодок немного отличались конструкции этих самых "выносов", на второй они были с "брызгогасителем", и одной из идей испытаний было посмотреть его эффективность.

-7

Хоть лодки формально НДНД (надувное дно низкого давления) , но давление в надувном дне, склеенном из трех самостоятельных баллонов, должно быть около 0,3 атмосфер. Планируется, что на лодки в серийном исполнении будет идти ткань 1100-1300 гр на метр квадратный. Очень солидные лодки для порожистых и мелких водоемов.

Постепенно подъехало еще два участника наших "покатушек". Александр - сотрудник "Гладиатора", и Дмитрий - главный конструктор и гендиректор другой известной петербургской фирмы - Альтаир. Дмитрий собирался проверить ходовые качества нового варианта уже выпускаемой лодки Альтаир про 400 HD. Индекс НD говорит о том, что это тоже лодка с надувным дном.

-8

И конструкция альтаировской лодки тоже не самая простая, уже запатентованная ими схема трехточечной опоры, дает возможность минимизировать контакт лодки с водой при выходе в режим глиссирования.

Альтаир казался самым мало моторно-оснащенным. Против 25 и 40 сил "меркуриев" "Гладиатора", "Альтаир" привез новый китайский репликант популярной "тохи" - мотор "ALLFA", в очень красивом корпусе, номинально 9,9 сил...

-9

Поскольку альтаировская лодка уже серийная, то она оснащена всеми присущими этой фирме маленькими бонусами, входящими в базовый комплект : мягкие накладки на сиденья, коврик на надувное дно.

А вот камера в штатное оборудование лодки не входит. Это уже Димин персональный "доп"

С большим "гладиатором" проблем на старте не возникло. И водомет завелся, и пошла лодка ходко.

А вот маленький, под мотор 25-ку, оказался с капризами. Сначала долго не хотел заводиться мотор. (Оба мотора были взяты напрокат для испытаний, и 25-ка даже не заводилась еще). Пришлось чистить свечи, шаманить с впрыском топлива.

-12

И в конце концов и этот мотор затарахтел нормально. Но... Чуть подкачала высота транца. Прохваты не давали выйти на глисс. Рабочий момент для опытного образца. И с помощью пилы и топора были внесены необходимые конструктивные доработки, базирующиеся на четком и строгом инженерном расчете ("два пальца левее алголя")

Пока "взрослые" возились с мотором и транцем, я отошел пообщаться с рыбачком, ловившем до этого в зоне видимости с паркрафта.

-14

Точнее, это он сначала подошел к берегу к нам, посмотреть на наши приключения,

-15

а потом уже, когда он причалил к берегу, и я немного потиранил его вопросами. Интерес мой был обусловлен маркой "триал", чей логотип украшал нос паркрафта. Дело в том, что только-только я вернулся с ПКРовского Хищника, на котором одним из спонсоров была фирма "Триал", и там я чуть попробовал покататься на подобном изделии. У меня еще были очень свежи впечатления от фестиваля , и получилась очень символичная встреча "трех спонсоров" "Гладиатора", "Альтаира" и "Триала" буквально на следующий день на общедоступном водоеме. Я, честно говоря думал, что эта серия триаловских изделий используется только на совсем небольших речках и озерах, а тут, вблизи мощной струи Лосевского порога, встреча с этим мелким юрким надувастиком меня очень удивила.

Немолодой владелец компактного судна отозвался о нем весьма позитивно. А вот с рыбалкой увы, не сложилось. Приехав почти одновременно с нами, он уже уходил, "потому что на работу", а из улова был всего один небольшой подлещик.

Так за разговорами пролетели еще полчаса, окончательно приблизившие испытания лодок. И вот я на воде."Земля, прощай..."

Первый, пробный заход в порог показал две вещи. Первая - лодка конечно прет как танк. Вторая - при этом танк захлестывается водой на стоячих волнах, так, что даже носовой тент не помогает. Вернулись с добрым утяжелением килограмм в пятьдесят минимум.

-17

А сливных клапанов на опытных образцах пока не было установлено. Пришлось все вычерпывать вручную нам с Александром. Михаил тем временем тоже прошел тестовый маршрут, и продемонстрировал достоинство водометного двигателя - лодка с разгона вылетела на берег.

Удобно.... Если берег чистый.

-18

И "Альтаир" тоже смотрелся на воде очень красиво.

Тем более, что все участники покатушек, кроме меня , фанаты и участники различных водномоторных гонок.

После небольшого перекуса приступили к основной части покатушек. Я понял, что при такой водообильности лучше не брать с собой на воду фотоаппарат. Тем более Михаил снарядился в почти космический костюм для съемок.

-19

И дальнейшие фото-видео материалы любезно предоставлены им.

Для начала даю небольшую фотогалерею, которая показывает атмосферу мероприятия.

Кстати, к нам присоединился еще один участник, директор базы "Угребись", показавший безопасный способ прохождения порога.

В принципе Лосевский порог несмотря на мощь водосброса, относительно простой и условно безопасный, насколько может быть безопасным водный объект с таким течением и валами стоячих волн. Вот если не лезть в эти самые стоячие волны, то проходится он по суводям и ровным участкам достаточно легко. Отмелей и камней на протяжении почти всего порога нет. Поэтому опасность представляют именно стоячие валы и "Жандарм" на выходе с "бочкой" сразу за ним. Да и валы, если умело в них входить, составляют скорее изюмину порога. Помню, что в проходах на катамаранах мы зачастую шли прямо на валы, что б почувствовать адреналин от прохождения порога. На валах важно не оказаться боком в пике разгона волны.

И вот пройдя уже раза четыре порог туда и обратно, сделав небольшой перерыв на обед, решили еще чуть-чуть добрать фото-видео материала. В принципе Михаил уже смонтировал красивое видео, которое я предлагаю желающим посмотреть с его канала ютуба.

А вот дальнейшее развитие событий в это видео не вошло. На одной из стоячих волн нас понесло назад. Александр решил таки уйти в бок, что делать не следовало. Возможно чуть была переоценена мощность мотора, которая казалось позволяла не обращать внимание на силу воды, возможно так неудачно сложились звезды... Но...

-21

Из под лодки я вынырнул первым. Порог нас приучил к одеванию спасжилетов еще "в те года", так что за плавучесть можно было не опасаться. Неудобство доставляли сапоги, тоже с положительной плавучестью. Они норовили все время уйти под лодку, сгибая мое тело в неудобное для дыхания положение. Саши не было, он остался под лодкой.

-22

Почувствовав пару толчков в тело, просунул руку под борт и помог ему вылезти наружу. Ну как помог? Просто выдернул за жилет. Насколько надо было выдергивать... не знаю, в принципе под лодкой сохранялся воздушный колокол, и вполне можно было какое-то расстояние проплыть и в ней. Единственное, что там угрожало - бензобак, но его перемещение было ограничено , он был привязан к борту.

На течении проводить какие-либо мероприятия по спасению-вылезанию было рискованно. Вода, хоть и уже не летняя, но пока градусов 9-10, что в одежде позволяет находиться в ней несколько дольше, чем 2-3 минуты зимой. Очень неприятным было прохождение Жандарма, не хотелось в него воткнуться или быть прижатым лодкой. Но ребята на лодках подстраховали, и мимо камня мы прошли достаточно далеко.

Выдя в Суходольское озеро начали реализовывать спасательную операцию. Сначала хотели оттащить лодку и нас с ней к берегу с которого стартовали, но оказалось, что перевернутый тент и мотор дают такую парусность, что против течения не выйти. И меня начались сложности с дыханием. Видимо все таки охлаждение и неудобное положение тела сыграли свою негативную роль. Пока Михаил пытался вытащить меня с лодкой, Александра поднял на борт Дима. А потом, уже вдвоем и с помощью Мишиной лодки, удалось вытащить и меня. Дальше уже было проще. Перевернутая лодка не шла против течения даже при двух впрягшихся в нее моторах. Решили дойти по течению до противоположного берега, благо он был уже близок, и перевернув лодку обратно, уже спокойно отбуксировать ее. Что в общем то было сделано .

На подобное купание я конечно не рассчитывал, поэтому сухой одежды не взял. Но у Димы оказался бушлат и флисовые штаны. Поэтому в наряде полу-эксгибициониста (бушлат на голое тело) приступил к учету потерь.

Как обычно, солома оказывается недостеленной. Фотоаппарат я в машине оставил. А вот телефон... И ведь была герма для телефона, и даже был он в нее вложен. Но вот застегнуть нормально я поленился. Мол от брызг и так защитит. В результате, герма оказалась до половины залита водой. Правда быстро вынутый аккумулятор, и просушка дома в духовке дали шанс телефон сохранить. Но в принципе не стоит подвергать его таким рискам.

Что сказать о безопасности. В принципе еще раз проходя ситуацию, она кажется довольно штатной. Ну... переворот. Ну пара телефонов промокла. Но в целом спасательные действия были осуществлены грамотно и спокойно. Хотя я пережил конечно несколько неприятных минут, когда казалось, что дышать становится трудно. Очень хорошо, что нас все же было три лодки. Охлаждение в воде быстро лишает сил. Буквально этим летом на Ухе я проходил тренинг по залезанию в лодку с воды в спасжилете. И хочу сказать, что даже тогда, в теплую погоду и почти без одежды, самостоятельно выбраться в лодку мне удалось минут за двадцать, и был я уставшим "до невозможности". Сейчас, в одежде, сапогах, я б не вылез сам на лодку никак.

И даже подъем меня в лодку двумя взрослыми и довольно крепкими мужиками оказался делом непростым. Хорошо - спасик был одет плотно , ребята приподняли меня за него, потом уже упираясь ногами в лодку Михаила, я немного помог им сам.(кстати, сейчас Правила обязывают одевать спасжилет так, что б исключить самопроизвольное его соскальзывание при падении в воду).

Переворот лодки обратно оказался делом довольно простым, но требующим наличия двух веревок. Зацепив веревками ручки лодки с одной стороны, трое ребят встали на противоположный баллон и потянули. Главное в этой технике - вовремя соскочить с лодки. Не раньше, чем она пройдет точку переворота, тогда она шлепнется назад, и не позже, тогда она может шлепнуться на вас. Мужики сделали это точно. Опыт. На гонках все ж перевороты случаются.

День закончился благополучно. Ехали домой на машине Александра, который тоже сильно недоумевал, почему он не выложил брелок от машины. Хорошо все же техника не подвела.

И хорошо всё, что хорошо кончается. Но опыта прохождения Лосевского порога у меня теперь стало еще больше. Наверное уже не буду его расширять.