Найти тему
Военная платформа - СМИ

Иран проводит крупнейшие в истории страны учения: исламской республике надоела активность Турции и Израиля в Азербайджане

Вооружённые силы Исламской Республики Иран развернули войска для крупнейших в истории страны манёвров — близ границы с Азербайджаном и Турцией.

Военный парад по случаю Национального дня армии в Тегеране - Фото: EPA/ABEDIN TAHERKENAREH
Военный парад по случаю Национального дня армии в Тегеране - Фото: EPA/ABEDIN TAHERKENAREH

В воскресенье духовный лидер Ирана аятолла Хоменеи на совместной выпускной церемонии тегеранских военных академий заявил, что его страна является примером поддержания спокойствия и мира, «силы и рационального поведения» в регионе и призвал все иностранные державы следовать примеру его страны. А любое их вмешательство в ситуацию в регионе приведёт к ущербу. Аятолла назвал выпускников академий «оборонительным щитом против внешних и внутренних врагов».

Заявление религиозного лидера Ирана последовало за высказыванием министра иностранных дел страны Хосейна Амир-Абдоллахияна о том, что Тегеран «не потерпит действий сионистского режима против его национальной безопасности», имея в виду отношения Израиля с Азербайджаном.

Жёсткие речи религиозных и политических лидеров Исласмской республики отражают иранский дипломатический дискурс последних месяцев: Израиль вползает в Азербайджан на плечах Турции. И хотя Израиль никак официально не заявлял о какой-либо своей военной активности в бывшей советской республике, иранское руководство в жесточайшей форме заявило: не надо делать из нас дураков — наша разведка имеет неопровержимые доказательства активности ЦАХАЛа и Моссада на территории Азербайджана.

Поскольку иранская разведка оперативно донесла до руководства Ирана такие сведения — Исламская республика начала крупнейшие за 20 лет учения на своей территории — в районе Зангезурского коридора и на границе с Нахичеванью для военных манёвров «Завоеватели Хейбара», в которых по данным иранских СМИ принимают участие:

- 25-я бригада быстрого реагирования иранских военно-воздушных сил (IRIAF),

- 16-я кавалерийская дивизия,

- 21-я Тебризская пехотная дивизия,

- 64-я пехотная бригада Урмия,

- батальон Революционной гвардии «Ашура 31»,

- 65-я воздушно-десантная бригада специального назначения,

В приграничных аэропортах размещены боевые самолеты:

- истребители и бомбардировщики Су-24МК, F-14A Tomcat и F-4E Phantom,

- военно-транспортные самолеты Ил-76ТД и С-130E/H Hercules,

- вертолеты AH-1 Super Cobra и CH-47C Chinook.

На границе размещены ракетные комплексы:

- Fajr-5 и Fajr-5С с дальностью полета до 70 км.

- баллистические ракеты Fateh-313 и Zulfikar дальностью поражения до 700 км.

Что же подвигло руководство Ирана на столь масштабные учения на северо-западе страны?

1. Иранские лидеры давно приучили добросовестных медиапотребителей, что они, в отличие от руководителей стран НАТО и ЕС, всегда говорят правду. Учитывая военно-политическое сближение в последние два года Турции и Израиля, нет сомнений — если аятолла и политические лидеры ИРИ заявляют о присутствии ЦАХАЛа и Моссада в Азербайджане — так оно и есть. Фактически израильское вовлечение не отрицается и официальным Баку, поскольку президент Ильхам Алиев в ответ на обвинения Тегерана тоже спрашивает прямо и иезуитски: почему Иран много лет не заботило присутствие в Нагорном Карабахе армянских военных? Кроме всего — Иран обвиняет Турцию, что через её территорию в Азербайджан нелегально поставляется израильское оружие.

2. Тем не менее, иранское правительство прежде всего беспокоит не спорадическое присутствие в Азербайджане израильских военных, а чрезмерное усиление в каспийской стране их новых друзей — Турции. В Нагорном Карабахе Стамбул добился крупнейшего успеха за 100 лет, и Тегеран волнует в первую очередь это. Тегеран в осеннем конфликте прошлого года не занимал позицию одной из сторон — и Армения, и Азербайджан исторически были частью персидского государства. Однако, похоже, что в столице Ирана, как и в Москве, не просчитали столь быстрого успеха азербайджанских вооружённых сил под покровительством Турции. И если Россия добилась дислокации своих миротворцев в Арцахе — по южной линии отступления армянских войск — то Тегеран из этого конфликта не получил ничего. И газопровод Тебиз-Мегри — при всей своей важности — лишь небольшой эпизод важности Закавказья для Ирана.

3. Ситуация в Сирии. Беспрецедентная активность российских ВКС в Идлибе, Африне и  протурецких зонах в мухафазе Алеппо, беспорядочное барражирование в этих районах стамбульской армии, падение «колыбели цветной революции» Деръа Аль-Балада в руки русской военной полиции в начале сентября — знаменуют   ослабление Турции в САР. Тот факт, что после отлёта Эрдогана из Сочи бомбардировки протурецких боевиков  в Сирии российскими ВКС и сирийской артиллерией только интенсифицировались, иллюстрирует — аргументы  Стамбула Путина не впечатлили. И решимость идти до победного конца не поколебали.

Проиранские группировки — во главе с бойцами КСИР и «Хезболлы» — героически сражались с «Сирийской свободной армией», «Джебхат ан-Нусрой» и формированиями ИГ на юго-западе Сирии (чего стоят только битвы при Эль-Кунейтре) ещё до прихода российских вооружённых сил. И теперь, когда Турция явно не является хозяйкой ситуации в Сирии, Тегеран давит на неё на азербайджанском направлении.

4. Религиозные разногласия. Если раньше Иран серьёзно раздражала подчёркнутая «светскость» мусульманской Турции, а аятолла Хомейни называл турецких генералов, которые демонстративно пили виски в барах на важнейшие мусульманские праздники, «бешеными собаками, у которых надо вырвать язык», то теперь мечты Эрдогана о создании «Большого Турана» беспокоят ИРИ не меньше, чем Стамбул в качестве путеводной звезды для мягкорелигиозного ислама. Тюркоцентричная модель мусульманского мира совершенно не устраивает Иран, поэтому любое усиление Турции на этом направлении справедливо не даёт Тегерану покоя. Особенно болезненно это для иранского руководства в Турции проявляется в Азербайджане, поскольку в бывшей советской республике проживает в 2-3 меньше азербайджанцев, чем в Иране. Демонстративный поворот Азербайджана в сторону Турции Тегеран не устраивает совершенно. Если мечты о Туране очевидно таковыми и останутся, то успехи Стамбула к востоку от каспийского побережья уже реальность.

5. Фактор Пакистана. Исламабад является давним и лютым неприятелем Тегерана. И хотя правительство Имран Хана несколько лет назад провозгласило курс на спокойную внешнюю политику, Иран прекрасно понимает, с каким коварным противником он имеет дело. При  Эрдогане турецко-пакистанские отношения улучшились, а согласованное сближение обеих стран с Катаром делает Иран ещё более восприимчивым к действиям ИРП в регионе. А они вполне ощутимы — непосредственно перед масштабным выдвижением иранских войск на северо-запад страны Турция, Пакистан и Азербайджан провели на территории бывшей советской республики учения «Три брата» — и именно это послужило триггером к переброске армии ИРИ к азербайджанской границе.

Всё это ведёт к беспримерно агрессивной риторике Тегерана, подкрепляемой серьёзной концентрацией войск на северо-западе государства. Из иранской столицы одно за другим слышатся громкие заявления правительственных чиновников, депутатов Меджлиса и высокопоставленных сотрудников Министерства обороны о «неизбежности войны при попытке насильственно коридором соединить Нахичевань с остальным Азербайджаном» — и рассуждения о том, сколько ракет понадобится, чтобы стереть с лица земли Баку. Турция в ответ объявила о новых совместных учениях в Азербайджане — ещё и совместно с Грузией — 6-8 октября.

Столь активная позиция Ирана не оставляет сомнения, что Исламская республика, пользуясь благоприятной ситуацией в Сирии, желает заявить о себе как о ключевом игроке в Закавказье — и перехватить инициативу у Турции на фоне определённой пассивности России. Выгодна ли России такая активизация Ирана? Безусловно, да. На открыто резкое обострение отношений со Стамбулом Москва сейчас не готова, учитывая, скажем, важность газопровода «Турецкий поток» для игры в Европе (русский газ уже пошёл по балканскому пути в Венгрию и Хорватию в обход Украины). А вот спокойно дубасить протурецких боевиков в Сирии, правомерно заявляя, что Стамбул не выполняет условия прошлогоднего мартовского соглашения по их разоружению — и наблюдать, как Иран оттягивает внимание Турции на азербайджанской границе — это пожалуйста. В конце концов, сейчас безусловная ценность Ирана для России в том, что ни на какие существенные компромиссы с главным потенциальным противником тот не пойдёт. А вот Турция volens-nolens ещё как этим занимается.

Читайте также: 30 сентября Абхазия отмечает День Победы и независимости

Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!

Иран
7259 интересуются