Я довольно много писала о своих успехах и неудачах в работе с очень ленивенькой девочкой (ссылки на рубрикатор снизу).
На днях у меня получилось как-то одновременно: сначала неудача, потом успех. Причем успех, пожалуй, пришел из-за идеи моей дочери. Но я лучше по порядку изложу.
***
Является ко мне девочка в несколько расслабленном состоянии. И, главное, все время мелькает и исчезает. Я отворачиваюсь к доске, поворачиваюсь обратно – ее нет. Присматриваюсь – она на двух стульях лежит под партой. Парта черная, стулья черные, девочка тоже одета в черное. Попробуй тут, разгляди. Ладно, извлеклась она оттуда. Даже почти добровольно.
Опять отворачиваюсь, поворачиваюсь обратно – мамочки, у меня стул идет. ))) Реально идет по комнате. Потом смотрю – а он на ножках идет. А ножки, как вы понимаете, приделаны к девочке. У нас стулья вот такого типа.
Она в эту выемку просунулась, как бы надела на себя стул – и ходит. Повторюсь – она черная, стул черный. И сама еще ростом практически с этот стул. Так ее из-за спинки и не видно. Я ее прошу что-то написать в тетради. Думаю, может, вылезет из стула, надо же сесть). Нет, она как то умудряется присесть внутри стула. Да что ж такое!
***
А теперь я сделаю маленькое отступление. Может, кто-нибудь помнит, во что вылилась подготовка моей дочери к 1 сентября? В покупку осьминога. С тех пор осьминожья армия у нас увеличилась. Вон их сколько стало.
И дочь мне говорит:
- Знаешь, что можно сделать с твоими мелкими капризными детьми? Ты возьми вот этого осьминога: он самый яркий и легче всего выворачивается. И, если они отвечают правильно, то пусть он будет радостной стороной наружу. Неправильно – внутрь. Можешь еще историю какую-нибудь сочинить о том, что осьминог будет помогать учиться. Таким образом тебе не придется самой высказывать ребенку негатив – и ты не ранишь нежную детскую психику. Сейчас же все ранимые. Укажешь лишний раз на ошибку – это великая моральная травма. А тут будет осьминог. И без травм.
- И то правда, - подумала я. И осьминога взяла.
***
И сидел он у меня на столе. Вот тут-то его и заметила девочка. И аж из стула вылезла.
- Ой, осьминожек. А у меня тоже такой есть. Только другой. А как его зовут?
Вот тут я все и выдала. Про правильность-неправильность и прочее.
Ха! Как она у меня в момент все делать начала! Блин, и цвета многострадальные называет абсолютно правильно. И слова с новым звуком читает идеально. С первого раза, прошу учесть. Пару раз спуталась – я ей печальным осьминогом машу. Она тут же исправляется. Или так: чуть начинает путаться, я его красноречиво начинаю выворачивать (а его очень удобно прямо на руке держать, как пальчиковую куклу, там же внутри небольшая выемка) – она опять исправляется.
Она еще разошлась и добровольно назвала все цвета на радостном осьминоге.
Так что добились мы того, что осьминог все время радовался. Я девочку, конечно, хвалю со страшной силой. Говорю:
- Такое ощущение, что ты сегодня ко мне другим человеком пришла. Как будто у тебя в голове что-то на место встало. Вот всегда бы так.
Девочка (меланхолично):
- А это я когда к вам шла, головой стукнулась. Наверное, поэтому.
Я уж промолчала на тему:
- Может, больше не стукаться, чтобы всегда так осталось?
Вывод: чтобы ребенок хорошо усвоил материал, надо хорошенько стукнуть его по голове и показать осьминога.
Вы согласны? Если да, то вперед – за осьминогами!
P.S.: А после этой девочки пришла пятиклассница. Которая слышала конец нашего разговора про «головой стукнулась». Сидит она, путается с днями недели. И задумчиво так говорит:
- Может, мне тоже головой обо что-нибудь шарахнуться? Авось поумнею.
Интересно, это такой рабочий метод? Пойти, что ли, тоже головой обо что-нибудь долбануться. Вдруг какое просветление в мозгах наступит.
Все истории об этой девочке читайте в рубрикаторе («Записки репетитора» - все по полочкам, все по рубрикам) под заголовком «Про маленькую девочку, которая активно сопротивляется обучению».
Вот о чем я писала 6 октября в прошлом году:
ВПР (Всероссийские проверочные работы) – бессмысленные и беспощадные
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.