Напоминаю, что данный блог ведет русский мужчина из Казани, изучающий татарский язык почти всю сознательную жизнь.
Когда отрубились соцсети, дернуло проверить, а как там у нас с независимыми от платформ ресурсами, и подвернулся https://urban.tatar/
Да, интернет-радио, подкасты не встали все под крыло какой-то одной платформы, чтобы, завися от нее, обвалиться. И Урбан.татар был вполне доступен. А следовательно, я его послушал, и правда, надо же, вот вроде в курсе всего я, как будто, а еще какие-то новые молодые исполнители появились.
Урбан.татар ругать не принято. Хотя я словил там технического рода глюки, когда музыка уже новая, а метаинформация выводится по старой. Но в целом, его не ругают, потому что он качественно сделанная затычка в бреши, которая существует в реальных, существующих на реальных радиоволнах радиостанциях.
Про это написано много кем много чего, татарские радиостанции, их выбор, чего ротировать, и чего не ротировать, и как эта избирательность работает против престижа татарского, кажется, все писали, и ничего не поменялось. А я прорезюмирую вот так.
Источник зла - коммерсы, маркетологи и их уверенность, что они правильно делят люди на группы, и что втюхивать что угодно надо непременно только разграничив это что угодно на группы потребителей, и не дай бог что-то с чем-то смешать. Да, в расовую, национальную дискриминацию у нас нельзя, а в допущение, что трактористу нельзя менять музыкальный вкус, а надо давать только знакомое ему, и музыку, и комплиментарную рекламу, можно. И можно в допущение, что русскоязычный тонконастроенный люд - это формат, это рынок, под него радиостанцию можно, а на те же настроения татароязычной музыки и публики не соберешь, поэтому ни радиостанции отдельной не будет, ни подложим ни альтернативную музыку в татарские радиостанции существующих, но других форматов, ни в русскоязычные тех же форматов.
Радиостанции и их маркетологи пытаются закрепить, зацементировать свою аудиторию, и уж по максимуму понятным им способом ее доить. Скорее всего, слушатель татарской альтернативной музыки ими видится не сколько немассовым, сколько недоибельным. Мой взгляд на такую ситуацию, как я понимаю, левацкий - запретить маркетологам в таких сферах неэтичные маркетинговые исследования. Ахаха, вот. Ваше исследование показало, что корову надо больше доить и меньше кормить, это хмхм, не исследование, оно не этично. Попробуйте втюхать его в научный журнал - не выйдет. Да, ребята, коммерсантам свободу только в одну сторону - усложняться, а в сторону эксплуатации людской простоты (тех же взрослых алкогольных и детских игровых зависимостей) - фиг. Наверное, я левый, но не совсем простой - в другую сторону, в сторону усложнения, коммерсанту ничего не должно мешать. Да, я все-таки не левый, я за неравные возможности для тех, кто хочет проще и кто хочет сложнее. Все последним ))) Вот потому, как по мне, что если ваше маркетологическое исследование показало, что вам выгоднее работать просто и для простых, регуляторное пространство вокруг вас должно резко леветь и бизнес че-то не идти. Да ладно, вы же тоже считаете, что с владельцев сверхвыгодных и простых по своей работе наливаек не грех раз в год побивать прилюдно, ибо грешны они по самой сути занятий. Те, кто не взращивает художественный вкус ценителей контента тоже отложены на этой же шкале, просто не так далеко зашли.
Так вот, мое главное замечание и ко всем традиционным татарским ФМ-станциям, и даже Урбан.татар.
Почему НИКОГДА не было такой татарской радиостанции, на которой бы крутилось татарское, русское, иностранное - скомпанованное по жанру и настроению? Вот реально? Я как-то поймал радиостанцию в Мелитополе, это Запорожская область Украины, год был 2007 вроде. Так вот, что представляла их радиостанция там? Это была обычная городская радиостанция для местной непритязательной публики, где крутилось все самое популярное из западного, собственно украинского и русского, в тех пропорциях, в которых это было там популярно. Там были украиноязычные диджеи, которым звонили русскоязычные слушатели, и они общались в прямом эфире.
Мне тогда стрельнуло, а почему в Казани музыкальные пространства стремились к сегрегации и попыткам стремать что-то чуть не попадающее в твой "формат". Не было и нет радиостанции с русскоязычными диджеями, что ставили бы в значительном объеме еще какие-то татарские песни кроме "Туган Як". И нет радиостанций с татароязычными диджеями, что шарили бы во всей мировой музыке и ставили бы весь спектр музыки, что нравится людям.
А это важно вот для чего. Не, понятно, под настроение каждая особь может пошарить по радиоволнам и интернету. И найти чего хочется прямо сейчас. Но нет осознанного сравнения, когда качество записанной музыки прямо вот тут ушами сравнивается, чувствуешь, в чем же разница в сведении в студиях Казани, Москвы и West Coast. И когда такое сравнение постоянно идет, улучшаться будет то, не в чью пользу это сравнение было. Это лучший способ заставить татарскую музыку любых жанров улучшаться. А вовсе не фестиваль Үзгәреш Җиле. Не варение в самих себе с заморскими приправами, а варение в заморских продуктах )))
Увы, возможности ФМ-формата стремительно скукоживаются. Если еще сегодня при помощи него можно пробить информационный кокон тех, кто хочет устаканиться в выработанных еще в раннем юношестве предпочтениях и никогда ничего нового не узнать, то дальше, когда все будет только в интернете, по рекомендациям, составленным по тому, что ты уже слушал, пробиться в эти коконы будет сложнее.
Да, неожиданный вывод в том, что легче всего какое надо культурное строительство шло в условиях отсуствия многообразия и малых ресурсов: в 1930е через одну радиостанцию в репродукторе. И для каких-то еще тогда не сделанных положительных моментов время уже навсегда упущено. Но какие именно возможности утекают между пальцев - выводы не делаются...
#татарский язык
#татары
#татарстан
#казань
#радио