Найти тему
Хожу в море

Качка и судовой быт

Волна
Волна

В комментарии к предыдущему посту меня спросили о бытовых аспектах во время качки. Почему же каюта выглядит, как обычная комната с незакреплёнными предметами? Как они не бьются, не разлетаются, не ломаются в качку?

На самом деле, всё разлетается, бьётся, ломается, если не закреплено. Но, как сказали в ответном комментарии к той же записи, качка явление на судне непостоянное, к ней можно и нужно подготовиться.

Прямо сейчас на рейде Дурбана.
Прямо сейчас на рейде Дурбана.
Прямо сейчас на рейде Дурбана. Разница с верхним фото около 15 секунд.
Прямо сейчас на рейде Дурбана. Разница с верхним фото около 15 секунд.

Качка судна вызывается совокупностью факторов: остойчивость, волнение, ветер. Остойчивость судна зависит от обводов корпуса, степени загрузки и балластировки судна, скорости и курса. Ветер и волнение, понятно, явления погодно-климатические. Если обводы корпуса мы сами поменять не можем, то степень загрузки и балластировки, курс и скорость более-менее в наших руках. То есть остойчивость мы рассчитываем, зная её параметры, можем оценивать предполагаемое влияние ветра и волнения на протяжении маршрута. Прогноз погоды у нас довольно точный на 5-7 дней вперёд, сезонные условия по волнению и ветру мы тоже знаем, остаются правильный анализ и подготовка к возможному штормованию. То есть, мы заранее можем закрепить или подготовить к быстрому закреплению всё, что будет летать, биться, ломаться в случае качки. Для этого имеется соответствующий чек-лист.

Календарь в каюте как индикатор крена во время качки.
Календарь в каюте как индикатор крена во время качки.
Тот же календарь через 15 секунд.
Тот же календарь через 15 секунд.

В бытовом же плане...

Давайте пройдёмся по каюте, мостику, кладовым и посмотрим на крепёж или подготовку к нему. Тем более именно сейчас нас качает на якоре у порта Дурбан в Южной Африке. Так же нас прилично пошвыряло по дороге сюда, когда мы обходили Африку. И всё это из-за остойчивости близкой к избыточной – мы фактически пустые. Да и погода была не самая благоприятная, плюс смена сезонов. И это добавило остроты к предыдущему переходу из порта Котону. Испытывали углы крена до 18 градусов, а это очень и очень нехорошо.

Часть мебели сейчас в таком положении. Иначе будет кататься по полу, нанося повреждения окружающим предметам.
Часть мебели сейчас в таком положении. Иначе будет кататься по полу, нанося повреждения окружающим предметам.

Табурет на мостике. В случае усиления качки его притянут к углу и туго закрепят. На углу видны следы ударов от табурета, когда его не успевали вовремя закрепить.
Табурет на мостике. В случае усиления качки его притянут к углу и туго закрепят. На углу видны следы ударов от табурета, когда его не успевали вовремя закрепить.
Поперечные планки на полках в кладовых предотвращают падение коробок.
Поперечные планки на полках в кладовых предотвращают падение коробок.
Поперечные полки на полках с документами.
Поперечные полки на полках с документами.
Пластиковое фрикционное покрытие на столе усиливает сцепление предметов за счёт трения.
Пластиковое фрикционное покрытие на столе усиливает сцепление предметов за счёт трения.
Крепёж подставки компьютерного монитора к столу.
Крепёж подставки компьютерного монитора к столу.
Противоскользящий коврик на столе под телефонным аппаратом придаёт дополнительно сцепление. может удерживать предметы на кренах до 20 градусов без проблем.
Противоскользящий коврик на столе под телефонным аппаратом придаёт дополнительно сцепление. может удерживать предметы на кренах до 20 градусов без проблем.
Колёса моего осноного рабочего кресла стоят на противоскользящих "пятачках" - anti-slippery pads. Благодаря им и моему весу креало не катается по полу в качку.
Колёса моего осноного рабочего кресла стоят на противоскользящих "пятачках" - anti-slippery pads. Благодаря им и моему весу креало не катается по полу в качку.
Крепление кресла в нерабочее время. Плюс оно стоит на вышеупомянутых пятачках.
Крепление кресла в нерабочее время. Плюс оно стоит на вышеупомянутых пятачках.
Поворотный самодельный крепёж телевизора.
Поворотный самодельный крепёж телевизора.
Холодильник ничем не закреплён, кроме уплотнений по сторонам. Уплотнения и зажатость между стенкой полок и бортовой переборкой удерживают его от движения в бортовую качку. В килевую качку дверки креплю скотчем. предотвращая открытие, сам холодильник подпираю тяжёлым креслом.
Холодильник ничем не закреплён, кроме уплотнений по сторонам. Уплотнения и зажатость между стенкой полок и бортовой переборкой удерживают его от движения в бортовую качку. В килевую качку дверки креплю скотчем. предотвращая открытие, сам холодильник подпираю тяжёлым креслом.
Мини-буфет на комоде. Кружки, чайник, остальные предметы удерживаются внутри крышки из оргстекла с вырезами.
Мини-буфет на комоде. Кружки, чайник, остальные предметы удерживаются внутри крышки из оргстекла с вырезами.
Сам мини-буфет закреплён на комоде.
Сам мини-буфет закреплён на комоде.
Некоторые предметы крепятся двусторонними липучками.
Некоторые предметы крепятся двусторонними липучками.

В общем, многие предметы в каюте закреплены изначально так, что крепёж не виден или малозаметен, другие крепятся по ходу дела или убираются в шкафчики, ящики, кладовые с закрывающимися дверями и крышками, некоторые удерживаются за счёт трения. Но, если правильно подготовиться к качке, то потерь не будет или они будут незначительными.

#контейнеровоз #качка #моряк #моряки #работа #флот