Найти тему
Журнал "Город Женщин"

Учителя откровенно рассказали, что мешает нашим детям полюбить школу (и какие ошибки совершают родители)

Оглавление

Поздравили своих педагогов  с Днем учителя?  Сегодня, 5 октября, Всемирный день учителя. Мы же расскажем о трех крутых представителях этой профессии, которые, в свою очередь, поделились с нами сокровенными мыслями - о том, как НЕ надо учить детей в школе, и чем ученикам мешают сами родители.

-2

Чуть больше года назад Татьяна вдруг переехала из Минска в небольшой городок, чтобы работать в местной школе. Егору удалось порвать шаблоны – он преподает «сухую» математику фантастически интересно. А Екатерина живет биологией, ее ученики получают максимум баллов на ЦТ уже несколько лет подряд… В октябре мы продолжаем рубрику  «Город в лицах» и посвящаем ее  педагогам.

Спросили у героев, зачем им столь глубокие смыслы в работе, как они заинтересовывают учеников своими предметами (считается, что с каждым годом делать это все сложнее).

Татьяна Крапиневич: «Не загоняйте ребенка в тревогу из-за оценки ради оценки»

Татьяна пришла в образование, оставив в прошлом бизнес. Участник проекта «Учитель для Беларуси» (его смысл в том, что добровольцы едут в региональные и сельские школы с дефицитом специалистов и учат там детей)

-3

– История моего перевоплощения началась прошлогодней весной: я случайно увидела объявление о том, что проект «Учитель для Беларуси» набирает людей. На тот момент нигде не работала. В свое время ушла из бизнеса, поскольку достигла в той сфере всего, чего могла, и стало просто неинтересно. Но всегда чувствовала потребность в профессиональной самореализации.

Муж это тоже знал. И когда я ему рассказала о наборе в проект, сразу ответил: «Чего ты ждешь, подавай заявку». У меня два педагогических образования: учитель младших классов и математики. Действительно, а почему бы и нет? Я подала заявку за пару часов до закрытия набора, дело было в мае. В июне мы уже ездили смотреть дом в Ляховичах, а в августе – распаковывали вещи на новом месте.

В Ляховичской гимназии я работаю уже второй год и как учитель математики, и как классный руководитель. Чувствую, что должна быть здесь и сейчас, понимаю, что это моя миссия и я нужна ребятам. Хотя работать непросто: хочется дать очень многое.

Зазубрили, выучили и поехали дальше – не мой метод преподавания. Для меня важно, чтобы знания не вылетели из головы ученика, едва он выйдет из кабинета. Сама использую практически любую возможность участия в образовательных программах, изучаю различные методики и сразу передаю это детям. Поучаствовала в национальном «ЭдКэмпе», а потом организовала «Мини-ЭдКэмп» в нашей гимназии.

И как мама, и как учитель понимаю, что надо работать не только с детьми, но и с родителями.

Однажды провела анкетирование учеников, хотела узнать, насколько они замотивированы на оценки.

Оказалось, что у многих детей именно из-за отметок наблюдается повышенная тревожность.

Они нацелены на 9–10, причем неважно, каким путем. И этот посыл идет именно из семьи. Я показала результаты на родительском собрании, задала вопрос: с какой фразой взрослые встречают ребенка из школы. Почти 90% ответили: «Что ты получил?» Не «что ты узнал нового?» или «что у тебя было интересного сегодня?» А именно об оценках…

Уйти от отметочной системы мы пока не можем, но в то же время в наших силах не загонять ребенка в тревогу из-за оценки ради оценки.

Еще очень важно понимать, что образование держится на трех составляющих: ребенок, учитель и родитель. И если у ребенка, например, случается временный регресс в учебе – важно его поддержать, а не критиковать. Иначе мотивация получать знания пропадет совсем.

Как сложится моя судьба дальше, не загадываю. Станет тяжело, значит, надо уходить. Но сейчас у меня есть силы и желание работать.

Егор Долгалевец: «В математике столько интересного, что можно даже снимать бразильские сериалы!»

Учитель математики для детей и взрослых, автор проекта #ПотуСторонуЧисел, тренер Soft Skills

-4

– На мой взгляд, стандартный школьный курс математики не позволяет узнать математику настоящую. Представьте ситуацию: вы даете маленькому ребенку детали конструктора и отправляете с ними в песочницу. Что малыш будет делать? Скорее всего, начнет использовать детали как формочки. Будет ли это конструированием? Нет. Так и с математикой.

Если ученик использует умные слова типа НОД, степень, переменная, логарифм и пишет в тетради числа и знаки операций, это не означает, что он занимается математикой и уж тем более, что он ее понимает.

Я показываю математику такой, какая она есть на самом деле. Я не провожу занятия по темам наподобие: «Сегодня у нас сложение дробей». Изучение моего предмета устроено по-другому. Оно начинается с вопроса. По­этому я начинаю занятия именно с него.

Например, есть такие числа – квадратные. По названию можно предположить, что это числа, из которых извлекается квадратный корень: 25 (5 умножить на 5). Но, оказывается, их можно представить иным интересным образом: умножаем 4 на 6, добавляем единицу – и получаем 25. Или возьмем 6 в квадрате (36). Можно умножить 6 на 6, а можно 5 на 7 и снова добавить единицу.

Вопрос: почему так получается? Это случайность или закономерность? И как только ставится такой вопрос – в этот самый момент рождается математика. Именно процесс поиска ответа на вопрос и есть настоящая математическая деятельность, в ходе которой формируются математическое мышление и навыки.

При изучении математики процесс в разы важнее результата (ответа). А чтобы запустить такой процесс, нужен вопрос.

Математика – это инструмент, который помогает человеку постигать суть. Поэтому ее нельзя изучать формально.

Зазубривание какого-то правила несет нулевую ценность и никак не способствует развитию математического мышления. Это пустая трата времени.

Важно не просто знать, как складывать дроби, а понимать, почему это работает именно так. Если ученик ПОНИМАЕТ, как решать отдельные уравнения, то он самостоятельно сможет разобраться и с тем, как решить систему уравнений.

Для понимания любого явления или события важен исторический контекст. И математика не исключение. Исследование вопроса, почему то или иное открытие произошло именно тогда, а не 100 лет назад или вперед, помогает ученикам постигать суть самого пред­мета.

Например, можно вместе с учениками исследовать события, которые произошли в XVI–XVII веках – периоде, когда математика, по сути, сформировалась как наука. Можно обсудить, как повлияло на ее развитие возникновение книгопечатания и ослабление влияния церкви на общественную жизнь. Или поинтересоваться у ребят, знают ли их родители, что курс геометрии, который изучается в школах всего мира, был написан Евклидом около III века до н. э., то есть более 2000 лет назад!

К сожалению, в отношении математики наша система обучения ставит очень жесткие рамки, которые по факту не оставляют возможности делать то, о чем я говорил. А без этого учителю крайне сложно помочь ученикам увидеть, что скрывается по ту сторону чисел…

Екатерина Скриган: все качества, которые мы хотим развивать в наших детях, нужно стараться развивать в себе

Кандидат биологических наук. Преподаватель биологии в лицее № 1 Минска и образовательном центре «100 баллов». Эти самые 100 баллов ученики Екатерины получают на ЦТ уже третий год подряд.

-5

– Я не стараюсь заинтересовать ребенка своим предметом. Да-да, это не оговорка. Моя педагогическая позиция такова, что интерес и желание учиться новому – это встроенная программа, которая есть в каждом из нас с рождения. Поэтому все маленькие дети бесконечно любознательны и неутомимы в познании мира.

Я работаю со старшеклассниками, и, к большому сожалению, горящие глаза, развитое творческое мышление и пытливый ум – редкое явление даже в профильных классах.

Я считаю, что школьная жизнь часто становится не трамплином, а высоким забором на пути человека. И забор этот построен из страха ошибиться и быть осмеянным, неумения продуктивно учиться и пробелов в знаниях.

Чтобы совместно с учениками разрушать ограничивающие их стены, я создаю атмосферу доброжелательности и принятия, повторяю на словах и на деле любимый девиз: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Качественно преподаю материал, развиваю мышление, учу детей видеть взаимосвязи между разными явлениями, постоянно соединяя биологические знания с другими предметами и повседневной жизнью.

Как маме двух школьников мне близка фраза: «Как бы вы ни воспитывали вашего ребенка, он все равно вырастет похожим на вас. Поэтому занимайтесь самовоспитанием».

Следовательно, все качества, которые мы хотим развивать в наших детях, нужно стараться развивать в себе.

Также очень важно строить и поддерживать доверительные отношения с ребенком, без войны и постоянной критики. Я верю, что эти два важнейших условия – личный пример и добрые отношения – позволят передавать ребенку наш опыт и наши ценности.

Для построения отношений важно искренне и без осуждения интересоваться миром ребенка, находить и признавать его таланты, правильно вести себя в момент ошибок (быстро переходить к решению проблемы и ее профилактике, а не искать виноватых и придумывать им наказания).

Еще очень важно помогать нашим детям исследовать мир самыми разными способами: готовить еду, ухаживать за питомцами, общаться с друзьями. Любые дела можно делать «на автомате», а можно вносить в них элементы новизны и творчества. Через ежедневные заботы мы также развиваем трудолюбие и дисциплинированность, которые помогут нашим детям вырасти в полную меру своих сил и способностей, служить миру и людям.